Россияне продолжат «есть дома»: история на миллиард
Они предложили властям финансово поддержать создание в Российской Федерации отечественной сети быстрого здорового питания "Едим дома!", как альтернативы Мак-Дональдсу и другим иностранным ресторанам фастфуда.
История вопроса
Казалось бы, знаменитые во всем мире братья-кинорежиссеры должны быть далеки от подобной проблемы. Но подобная отечественная сеть в миниатюре уже существует – это сеть кафе-кулинарий «Едим дома!», которой владеет жена Андрея Кончаловского – Юлия Высоцкая, более известная широкой публике, как телеведущая и киноактриса.
В своем письме на имя президента России авторы идеи сформулировали и цель проекта – создать в России альтернативу иностранным сетям быстрого питания в целях импортозамещения. Предлагалось открыть сеть кафе-кулинарий, в которые будут поступать блюда и полуфабрикаты из региональных фабрик-кухонь. Для приготовления планировалось использовать не менее трети продуктов местного производства. Эти фабрики-кухни централизованно готовили бы для школ, детских садов и специальных учреждений. Пилотный проект по созданию сети предлагалось развернуть в двух областях: Московской и Калужской. Он предполагал создание двух фабрик-кухонь, девяти десятков объектов общественного питания и четырех десятков кулинарий. Срок окупаемости, по мнению инициаторов, должен был составить не более пяти лет.
В своем обращении на имя главы России режиссеры подчеркивали социально-патриотическую составляющую предлагаемого проекта. Они оценили необходимые госинвестиции на программу «Едим дома!» почти в миллиард рублей.
Владимир Путин заинтересовался предложением и поручил правительству Российской Федерации рассмотреть проект. В правительстве пришли к выводу, что сам по себе проект интересен и может быть решен в рамках уже существующих программ поддержки отечественного малого и среднего бизнеса, а потому отдельная бюджетная поддержка для его реализации нецелесообразна.
Обращение кинорежиссеров к президенту вызвало и общественный резонанс. Так, бывший министр финансов Российской Федерации Александр Кудрин резко раскритиковал проект. По его мнению, от него будет больше вреда для отечественного бизнеса, чем пользы. Не осталось в стороне и интернет-сообщество. В социальных сетях стало распространяться фейковое сообщение, будто бы американские режиссеры Джеймс Кэмерон и Кристофер Нолан обратились к президенту США Бараку Абаме с просьбой получить господдержку в размере одного миллиарда долларов на создание альтернативы российской сети быстрого питания в Америке «Блины».
Прецедент у соседей
Подобная инициатива была реализована в Беларуси еще в конце прошлого века, и происходило это в схожих с сегодняшними российскими условиями. Тогда страны Запада тоже наложили санкции, правда, не такие масштабные. В ответ в Минске был закрыт один из ресторанов Мак-Дональдс. Созданная с нуля при господдержке национальная сеть быстрого питания получила название «Быстро. Вкусно. По-белорусски». Цели преследовались те же, что и в предложении Михалкова и Кончаловского – импортозамещение продуктов питания, «здоровое меню» в традициях национальной кухни, создание региональных фабрик-кухонь. Сеть существует и поныне, но альтернативой западным в Беларуси она так и не стала, лишь дополнением к ним.
Свое мнение об этой сети высказал один из тех, кто стоял у ее истоков, в прошлом заместитель председателя БелКоопСоюза Франц Броневский. Он считает, что эксперимент оказался удачным лишь в части создания фабрик-кухонь. Они до сих пор успешно функционируют в больших городах, централизованно поставляют в школы завтраки и обеды с гарантированным качеством приготовления. К кафе и уличным киоскам сети у надзорных инстанций постоянно возникают претензии. Нередко заведения приходится закрывать из-за многочисленных нарушений, в то время как посетитель Макдональдса твердо знает, что, зайдя в ресторан быстрого питания в любой точке мира, он получит то, к чему уже привык, с гарантированным качеством и стандартами обслуживания.
Что предлагал Лужков?
Бывший столичный мэр в настоящее время развивает в Калининградской области сельское хозяйство. Он был готов взять на себя обеспечение сети «Едим дома» экологически чистыми продуктами отечественного производства. Для успеха во главе угла должны стоять цена и качество отечественных продуктов. Стоимость для потребителя должна быть доступной, а продукция более полезная, максимально приближенная к той, которую россиянин привык потреблять у себя дома. Второе условие – неуклонное расширение сети. Нельзя замыкать ее в рамках одного-двух городов и на этом останавливаться.
Мечты и реальность
Удешевление готовых блюд для потребителя – было бы кстати, но экологически чистые продукты, по определению не могут стоить дешевле произведенных с помощью ГМО, гормонов роста и добавок. И на выходе блюдо в «Едим дома!» окажется дороже. К тому же традиция здорового питания в стране практически отсутствует, люди смотрят в первую очередь на цену. Да и популярность «быстрой еды» высока.
На этой волне некоторые общественные организации защиты потребителя предлагают Министерству финансов обложить «вредную еду» дополнительным налогом, чтобы уровнять ее в цене со «здоровой пищей». С одной стороны кажется, что предложение не лишено смысла, его реализация уравняла бы в ценовых правах вредные продукты питания со здоровыми. Но такое нововведение привело бы к повальному удорожанию продуктовой корзины в целом, что в условиях кризиса недопустимо.