Нажали на тормоз
2009 год стал для производителей сельхозтехники просто катастрофичным: производство сократилось в два раза. Правительство вроде бы претворяет ряд мер в жизнь, только результаты по-прежнему неутешительны.
Особенно тяжелой оказалась первая половина 2009 года, когда резко упала платежеспособность покупателей и как следствие – снизился спрос. Количество неплатежей увеличилось, а расчеты – замедлились. Итог – склады переполнены готовой продукцией, которую никто не может купить.
Чуть позднее появились проблемы с получением денег на обеспечение беспрерывного производства в банках. Заключительный аккорд - ощутимо снизились объемы производств, уменьшилось количество рабочих мест, упали зарплаты. Все это привело к тому, что машиностроительные предприятия потерпели серьезные убытки, а некоторые инвестиционные проекты были заморожены на неопределенный срок.
«По итогам 12 месяцев 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года спад производства по выпуску продукции, производимой предприятиями, курируемыми Комитетом по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному и дорожно-строительному машиностроению Союза машиностроителей России, в среднем составил 49,1% (в начале года спад производства превышал 70,0%)» - пишет «Портал Машиностроения».
«В IV квартале 2009 года появились признаки подъема производства по выпуску продукции в рассматриваемых секторах машиностроения», - правда, замечают авторы доклада. В декабре прошлого года наконец-то началась отгрузка готовой продукции со складов и поэтому запасы техники по сравнению с I кварталом 2009 года сократилось на 22,4%.
Что было сделано
В ответ правительство предприняло ряд антикризисных мер: помимо увеличения ставки таможенных пошлин на зерноуборочные и кормоуборочные комбайны на 15%, власти облегчили механизмы государственного субсидирования кредитов на технику.
Как сообщает «Тракторный Портал», доля импортной сельскохозяйственной техники на российском рынке в 2009 году сократилась до 20-25%, причем тенденция сокращения объема импортной техники уже налицо и будет в будущем только усиливаться.
А зарубежные производители сельхозтехники объявили о намерении локализовать свои производства в России, что теперь должно послужить стимулом к началу масштабной модернизации отечественного машиностроения, считают эксперты.
Недоработки
Впереди еще много работы, которая позволила бы вывести российское машиностроение на должный уровень. Претензии у экспертов остались: качество техники даже нельзя назвать удовлетворительным. Так, Владимир Малянов, генеральный директор компании «Солана-Агро-Сервис» рассказал об опыте работы с техникой и показал индустрию со стороны аграриев.
«Даже патриоты не будут покупать только российскую технику – не то качество», - цитирует Малянова «Крестьянские ведомости». Проблема, между тем, не только в качестве, но и в комфорте. По опыту руководителя, уже сейчас в сельскую местность не идут работать даже на зарплату в 30 тысяч рублей: плохие условия труда. А на отечественной технике ни о каком комфорте думать не приходится.
Однако ругал он и импортную технику, взятую по лизингу. У китайского трактора, доставленного на поля компании, стекла лопнули еще во время перевозки, а кабина была настолько неудобна, что механизаторы отказывались на нем работать.
Впрочем, Гарольд Кванте, представитель Deutsche Leasing, считает, что у есть России большие возможности для развития сельского хозяйства и сельхозмашиностроения. «Спрос на еду в мире растет – есть возможность зарабатывать на экспорте», - уверен немец.
Из известных ему проблем на рынке сельхозтехники России он выделил механизм кредитования. По его словам, на сельскохозяйственные машины в ЕС дают среднесрочный кредит. Так же часто поступают и в России, но у нас в стране хозяйства больше, чем в ЕС и из-за своих огромных площадей они сильно эксплуатируют технику. «Через 5-7 лет такого интенсивного использования ей потребуется замена. Но кредит, взятый на 10 лет, придется продолжать выплачивать даже после этого. Это невыгодно, поэтому необходимо брать кредит на более короткий срок», - говорит Кванте.
Так или иначе, а в марте текущего года глава Минчельхоза Елена Скрынник подписала отдельный приказ, контролирующий правила выдачи кредитов. Отныне, например, вся техника «Ростсельмаш» — а компания входит в пятерку крупнейших во всем мире производителей комбайнов и сельхозтехники — будет участвовать в программе субсидирования кредитов, полученных в профильных банках.
Чуть позднее появились проблемы с получением денег на обеспечение беспрерывного производства в банках. Заключительный аккорд - ощутимо снизились объемы производств, уменьшилось количество рабочих мест, упали зарплаты. Все это привело к тому, что машиностроительные предприятия потерпели серьезные убытки, а некоторые инвестиционные проекты были заморожены на неопределенный срок.
«По итогам 12 месяцев 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года спад производства по выпуску продукции, производимой предприятиями, курируемыми Комитетом по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному и дорожно-строительному машиностроению Союза машиностроителей России, в среднем составил 49,1% (в начале года спад производства превышал 70,0%)» - пишет «Портал Машиностроения».
«В IV квартале 2009 года появились признаки подъема производства по выпуску продукции в рассматриваемых секторах машиностроения», - правда, замечают авторы доклада. В декабре прошлого года наконец-то началась отгрузка готовой продукции со складов и поэтому запасы техники по сравнению с I кварталом 2009 года сократилось на 22,4%.
Что было сделано
В ответ правительство предприняло ряд антикризисных мер: помимо увеличения ставки таможенных пошлин на зерноуборочные и кормоуборочные комбайны на 15%, власти облегчили механизмы государственного субсидирования кредитов на технику.
Как сообщает «Тракторный Портал», доля импортной сельскохозяйственной техники на российском рынке в 2009 году сократилась до 20-25%, причем тенденция сокращения объема импортной техники уже налицо и будет в будущем только усиливаться.
А зарубежные производители сельхозтехники объявили о намерении локализовать свои производства в России, что теперь должно послужить стимулом к началу масштабной модернизации отечественного машиностроения, считают эксперты.
Недоработки
Впереди еще много работы, которая позволила бы вывести российское машиностроение на должный уровень. Претензии у экспертов остались: качество техники даже нельзя назвать удовлетворительным. Так, Владимир Малянов, генеральный директор компании «Солана-Агро-Сервис» рассказал об опыте работы с техникой и показал индустрию со стороны аграриев.
«Даже патриоты не будут покупать только российскую технику – не то качество», - цитирует Малянова «Крестьянские ведомости». Проблема, между тем, не только в качестве, но и в комфорте. По опыту руководителя, уже сейчас в сельскую местность не идут работать даже на зарплату в 30 тысяч рублей: плохие условия труда. А на отечественной технике ни о каком комфорте думать не приходится.
Однако ругал он и импортную технику, взятую по лизингу. У китайского трактора, доставленного на поля компании, стекла лопнули еще во время перевозки, а кабина была настолько неудобна, что механизаторы отказывались на нем работать.
Впрочем, Гарольд Кванте, представитель Deutsche Leasing, считает, что у есть России большие возможности для развития сельского хозяйства и сельхозмашиностроения. «Спрос на еду в мире растет – есть возможность зарабатывать на экспорте», - уверен немец.
Из известных ему проблем на рынке сельхозтехники России он выделил механизм кредитования. По его словам, на сельскохозяйственные машины в ЕС дают среднесрочный кредит. Так же часто поступают и в России, но у нас в стране хозяйства больше, чем в ЕС и из-за своих огромных площадей они сильно эксплуатируют технику. «Через 5-7 лет такого интенсивного использования ей потребуется замена. Но кредит, взятый на 10 лет, придется продолжать выплачивать даже после этого. Это невыгодно, поэтому необходимо брать кредит на более короткий срок», - говорит Кванте.
Так или иначе, а в марте текущего года глава Минчельхоза Елена Скрынник подписала отдельный приказ, контролирующий правила выдачи кредитов. Отныне, например, вся техника «Ростсельмаш» — а компания входит в пятерку крупнейших во всем мире производителей комбайнов и сельхозтехники — будет участвовать в программе субсидирования кредитов, полученных в профильных банках.
Комментарии