www.agropages.ru
AgroPages.Ru — это удобная информационная площадка для профессионалов агробизнеса.

Сегодня года.
Агропейджер
15.10.2014 14:48

Нужны российским магазинам и потребителям квоты на иностранные продукты?

Недавно Московской областной думой был внесен в Госдуму законопроект, согласно которому на импортные продовольственные товары будут введены предельные квоты.

Таким образом, на прилавках российских магазинов по каждой отдельно взятой категории не должно быть более половины импорта от общего числа продуктов.


В начале октября Московской областной думой был внесен законопроект в Госдуму, инициаторы которого считают необходимым введение предельных квот для импортного продовольствия. Если все же закон будет принят и одобрено, то большие потери понесут не только ритейлеры, но и дискаунтеры, так как существуют категории продуктов, почти на 100% состоящие из импорта.

 

Например, до 95% замороженной свинины приходится на страны Латинской Америки, а также на Данию и Германию. Яблочный сегмент на 80% состоит из зарубежных поставок, преимущественно из Польши и других стран ЕС. Что касается объемов кисломолочной продукции, то более 50% продукции Россия закупает у Финляндии, а остальную часть добирает у других зарубежных поставщиков. Молоко, включая сухое, на 70% закупается у Аргентины, Франции, Польши и Уругвая. Сливочное масло также в основном состоит из импорта и поставляется из Новой Зеландии, Финляндии и Уругвая, а ввоз 70% объема сыров и творога приходится на Нидерланды, Германию, Финляндию и Литву. Ну и, наконец, на долю всего импорта фруктов, сухофруктов, цитрусовых и разносортных орехов приходится по разным оценкам от 50% до 80% от общего объема внутреннего продовольственного отечественного рынка.

 

До российских прилавков будет доходить только 50% импорта

После одобрения поправок в закон «О торговле» Мособлдумой, данные корректировки 3 октября были направлены в вышестоящую инстанцию. По мнению заместителя председателя Мособлдумы Никиты Чаплина, причиной подобной инициативы послужили жалобы местных производителей плодоовощной и молочной продукции собственных фермерских хозяйств на дискриминацию со стороны ведущих российских ритейлеров. Чтобы местные фермеры могли свободно реализовывать собственную продукцию, депутаты предложили ввести ограничение в виде предельной квоты в 50% на присутствие импортных продуктов по каждой товарной позиции на прилавках отечественных магазинов. Также Чаплин уточнил, что продукция стран-участниц Таможенного Союза, то есть Белоруссии и Казахстана, также попадает в категорию «импорта».

 

На сегодняшний день рассматриваются только общие категории товаров: мясо, сыры, овощи, фрукты. Возможно, позднее депутаты примутся за более детальная проработку по каждой товарной позиции. По словам Чаплина, после введения правительством страны торгового эмбарго на продукты из ЕС крупные розничные торговые сети попросту заменили один импорт на другой, не оставив возможности отечественным производителям.


Однако, у ритейлеров свое видение ситуации и проблемы. Так, исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Андрей Карпов сетует на то, что в нашей стране наблюдается дефицит отечественных производителей, которые были бы в состоянии покрыть стопроцентную потребность торговых сетей в необходимых продуктах. Кроме того, он отмечает, что качество фермерской продукции и бесперебойность поставок не соответствуют запросам покупателей и владельцев розничных сетей. Если смотреть в разбивке по продуктовым магазинам и сетям, то в магазинах премиум качества «Глобус гурмэ» на долю импорта продовольствия приходится около 95% товаров.

 

По признанию генерального директора компании Андрея Яковлева, они ищут новых зарубежных поставщиков продуктов после введения продуктового эмбарго, поскольку за прошедшие полтора месяца отечественных поставщиков продуктов не увеличилось. По сообщению представителя другой премиальной торговой сети «Азбука вкуса» Андрея Голубкова, на прилавках их магазинов реализуется не более 50% импорта. При этом он отмечает, что доля отечественных продуктов показала существенный рост после введения продовольственных санкций. В розничной сети X5 Retail Group на импорт вместе с товарами из Казахстана и Белоруссии отводится не более 30-35%.

Поможет ли введение предельных квот на импорт отечественным производителям?

По мнению главы департамента торговли и услуг Москвы Алексея Немерюка, самой проблемной категорией с точки зрения импортозамещения считается плодоовощная продукция. Если брать в общих количествах, то на отечественные продукты приходится 60-75% продовольствия. Руководитель АКОРТа Андрей Карпов акцентирует внимание на том, что отечественные овощи пару раз за сезон поставляются по потовым ценам в российские магазины. Что касается отечественных фруктов, то они попросту не выращиваются в нашей стране, хотя в отдельных регионах для этого имеются все возможности и средства. Представитель премиальной сети «Глобус гурмэ» Яковлев сомневается в том, что сами авторы законопроекта хотя бы на 50% отовариваются отечественными продуктами.

 

Между тем, заместитель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Виктор Звагельский уверен, что введение предельных квот на импорт продовольствия не улучшит текущего положения дел.

 

По мнению депутата, новый законопроект и введение ограничений будет способствовать перефасовке продуктов предпринимателями, что приведет к масштабному фальсификату и контрафакту продовольственных товаров. С точки зрения Звагельского, законопроект является неэффективным и нецелесообразным. Кроме того, он также отметил, что депутаты Госдумы разработали собственные корректировки в закон «О торговле» целях защиты поставщиков и отечественных сельхозпроизводителей, которые скоро будут внесены и после одобрения вступят в силу.

Пока законопроект о введении предельных квот для иностранной продукции находится на рассмотрении, у ритейлеров и поставщиков есть шанс найти собственные пути решения общей проблемы. Если же закон будет принят, то, судя по всему, легче от него никому не станет, поскольку розничные сети найдут новых импортеров из числа не запрещенных стран, а отечественные производители плодоовощной продукции будут бороться за право попасть на прилавки российских магазинов.

Темы публикации:Молоко Ритейл Цены
География:Мир Россия
Комментарии