www.agropages.ru
AgroPages.Ru — это удобная информационная площадка для профессионалов агробизнеса.

Сегодня года.
Агропейджер
01.10.2014 14:28

Продуктовые ритейлеры России займутся собственным агропроизводством

После введенного российским правительством продовольственного эмбарго на импортные поставки фруктов и овощей из стран ЕС, торговые сети вынуждены находить новые пути для бесперебойного обеспечения продуктами своих магазинов.

К подобным мерам прибегли уже четверо из пятерки крупнейших ритейлеров страны. Некоторые занялись собственным производством, а остальные — поисками партнеров для реализации частных проектов. Все они заинтересованы в местном производстве и прямых поставках с поля на прилавки, поэтому готовы заключать с производителями долгосрочные контракты и вкладываться в строительство теплиц и подсобных хозяйств.


Со своего огорода

По словам Питера Бооне, генерального директора российского Metro Cash & Carry, его компания  наладила взаимодействие с производителями над строительством собственных теплиц для фруктов и овощей. Ритейлер одновременно сотрудничает и с производителем, и со строителями.

 

Подобным образом собирается работать и третий по выручке российский ритейлер — французский Auchan. На данном этапе руководство розничной сети ищет партнеров по мясной продукции. По словам представителя Auchan Марии Курносовой, договор пока не подписан, но переговоры уже ведутся. По аналогичной схеме работает пятый по товарообороту российский ритейлер «Дикси», который договаривается с местными сельхозпроизводителями о совместных проектах. По сообщению президента компании Ильи Якубсона, они готовы заключать долгосрочные контракты с производителями и вкладывать собственные средства в инвестирование подобных предприятий, организации фермерских хозяйств и строительства теплиц. О планах второго по значимости российского ритейлера X5 Retail Group пока ничего узнать не удалось.

До этого момента единственной торговой сетью, которая закупала плодоовощную продукцию у собственного сельхозпроизводителя, был «Магнит». В этих целях в 2011 году на территории Краснодарского края был построен тепличный комплекс «Зеленая линия» общей площадью 43 га для культивации огурцов, помидоров, салата и зелени. Теперь «Магнит» намерен двукратно увеличить тепличный комплекс.

 

По мнению заместителя председателя правления «Руспродсоюза» Дмитрия Леонова, сетевые розничные сети в сложившихся обстоятельствах пытаются самостоятельно исключить возможный дефицит овощей и фруктов на полках магазинов, поэтому стремятся заключить долгосрочные контракты с отечественными производителями, выступая инвесторами. Леонов ссылается на опыт европейских стран, которые давно уже перешли на подобную схему работы. В нашей же стране потребители охотно раскупают плодоовощную продукцию как отечественного, так и импортного происхождения, но тепличных комплексов для полного покрытия потребностей населения всей России явно не хватает. Следовательно, ритейлеры становятся заинтересованными лицами в поддержании и расширении тепличных хозяйств.


Российские ритейлеры подаются в фермеры

Генеральный директор аналитического агентства Infoline Михаил Бурмистров считает, что даже до начала «торговых войн» между Россией и странами ЕС, крупные поставщики огурцов и помидоров не могли обеспечить потребности розничных торговых сетей. переход на прямое сотрудничество с собственными фермерскими хозяйствами и тепличными комплексами – это верный способ решить проблему нехватки продовольствия. Такой механизм работы наиболее уместен и оправдан в непростых условия санкций, поэтому останется на плаву тот, кто быстрее остальных реализует стратегическое сотрудничество с местными производителями.

 

На сегодняшний день ритейлеры приняли решение о приостановке поставок и разослали соответствующие уведомления поставщикам. Последние, в свою очередь, сбились с ног в поисках новых контрактов и стран для замены, чтобы не прервалась цепочка товарооборота. Все договоры с импортными поставщиками пока остаются в силе, и будут ждать пролонгации. По мнению директора по развитию ассоциации «Руспродсоюза» Дмитрия Вострикова, такие проблемы не решаются за один день и даже месяц, поэтому заморозку контрактов с зарубежными импортерами выберут все крупные российские ритейлеры, надеющиеся на продолжение взаимовыгодного сотрудничества.

В ожидании лучших времен российские ритейлеры не собираются сидеть, сложа руки. Торговая сеть «Ашан» собирается выращивать коров и овец. Сейчас компания в активном поиске партнеров, с которыми она начнет совместное производство собственной говядины и баранины. Стоит отметить, что баранина в России не так распространена по сравнению со свининой и куриным мясом, поскольку производится преимущественно в небольших частных приусадебных или фермерских хозяйствах. Что касается экологически чистой продукции, то ее выпускают всего несколько небольших торговых сетей. Одна из них, премиальная сеть «Азбука вкуса», собирается к реализации собственного молока прибавить собственное производство мяса и овощей с последующей продажей. Компания в течение нескольких лет финансирует проекты фермеров, инвестирует в капитал совместных производств, а затем реализует фермерскую продукцию категории премиум для состоятельных слоев населения.

Представители ассоциации компаний розничных торговли (АКОРТ) уверены, что со временем все ритейлеры перейдут на финансирование собственных производств продуктов питания. Подобное сотрудничество логично, так как на реализацию и развитие сельхозпроектов нужны миллиардные инвестиции, которые способны обеспечить крупные торговые сети. Российским ритейлерам более выгодно закупать продукты отечественного производства, поскольку большинство покупателей доверяют своей продукции.

Темы публикации:Ритейл
География:Россия
Комментарии