www.agropages.ru
AgroPages.Ru — это удобная информационная площадка для профессионалов агробизнеса.

Сегодня года.
Статьи
21.05.2013 11:09

Российский экспорт продовольствия не может перешагнуть существующие барьеры

Министр сельского хозяйства Николай Федоров призвал российских производителей продуктов питания налаживать экспорт готовой продукции. Но сделать это будет непросто.


Основная причина — нежелание иностранных государств допускать российские товары на свои рынки и, как следствие, установление излишне строгих правил их сертификации. Сегодня право на осуществление поставок в страны Евросоюза имеют всего 12 российских предприятий, а объемы вывоза не превышают нескольких тонн в год.

«Россия должна стремиться к тому, чтобы поставлять за рубеж не только сырье, но и готовую продукцию»,— заявил министр сельского хозяйства Николай Федоров. Конкретных сроков по осуществлению этих планов названо не было, поскольку ситуация с экспортом из РФ продукции переработки выглядит удручающе. По данным Федеральной таможенной службы, в январе—марте текущего года внешнеторговый оборот России (c учетом взаимной торговли с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан) составил $194,8 млрд, а со странами дальнего зарубежья — $170,0 млрд. При этом доля экспорта продовольственных товаров и сырья для их производства в товарной структуре экспорта в январе—марте не превысила 1,9%, а основными экспортными статьями были сырьевые: замороженная рыба и морепродукты, а также пшеница. Объемы российских поставок готовой продукции таможенной статистикой не учитываются, так как на общем фоне сравнимы с погрешностью.
На сайте Россельхознадзора в списке перерабатывающих предприятий—экспортеров из РФ значится всего 12 компаний, большинство из которых на сегодняшний день входит в состав транснациональных корпораций, таких, как PepsiCo и Danone. В частности, право поставлять на внешние рынки молочную продукцию имеют шесть предприятий, входящих в «Вимм-Билль-Данн» (принадлежит PepsiCo), а также сертификат есть у ООО «Данон-Индустрия», фабрики мороженого «Баскин Роббинс». Из независимых можно отметить подмосковного производителя мороженого «Лагуна Койл» (концерн «Русский холод»), калининградских производителей мясных консервов «Дейма» и «Соверен» и смоленского производителя кормовых добавок ООО «Риал Трейд». Вчера в пресс-службах PepsiCo и Danone сообщили, что компании не осуществляют экспортные поставки продукции в страны дальнего зарубежья. Объемы вывоза же остальных игроков в совокупности не превышают нескольких тонн в год.

Даже один из немногих отечественных продуктов, востребованных на западном рынке,— российская водка — не оправдывает экспортных ожиданий. Ежегодный объем экспорта российских водочников не превышает 4–5 млн дал водки, или порядка 5–5,5% от общего объема производства. При этом почти 70% общего объема вывоза пришлось на страны СНГ, остальное — на страны бывшего соцлагеря, частично ушло в США, Германию, Великобританию.

Одной из основных проблем, тормозящих развитие экспорта готовой продукции из РФ, эксперты называют нежелание иностранных государств допускать российскую продукцию на свои рынки. Как рассказали “Ъ” в одной из сертифицированных на поставки в страны ЕС российских компаний, процесс сертификации занял почти три года. «Для того чтобы поставлять в Евросоюз, мало соответствовать Codex Alimentarius, который определяет минимальные требования для пищевой продукции. Необходимо выполнять соответствующие директивы ЕС, а они предъявляют к продуктам гораздо более жесткие стандарты»,— рассказывает собеседник “Ъ”. «Зачастую сертифицирующие органы иностранных государств предъявляют к нашим поставщикам и вовсе абсурдные требования,— соглашается пресс-секретарь Россельхознадзора Алексей Алексеенко.— Например, требуют, чтобы термическая обработка проводилась при температуре 80 градусов — не 75 и не 100, а именно 80. Такие требования являются заведомо дискриминационными». По словам господина Алексеенко, ведомство работает над тем, чтобы снять подобные требования со стороны стран-импортеров. «Думаю, мы сможем их убедить, что такой подход неконструктивен, а правила, особенно в рамках ВТО, должны быть едины для всех, а не только при допуске их производителей на рынок РФ»,— подчеркнул он.

www.kommersant.ru
Темы публикации:Экономика
География:Россия
Комментарии