www.agropages.ru
AgroPages.Ru — это удобная информационная площадка для профессионалов агробизнеса.

Сегодня года.
Статьи
24.11.2009 07:50

Три года до обещанного

Еще в августе производители поклялись повысить закупочные цены на молоко на 10-15%, и вот наконец-то обессилевшие и практически обанкротившиеся молочники могут вздохнуть свободнее: цены действительно растут.
В среднем, по России цены на молоко поднялись на 2 рубля и теперь равны 11 рублям за кг. Однако возникает вполне логичный вопрос: цены поднимаются традиционно, согласно сезонному сокращению количества молока и удорожанию стоимости содержания животных в зимних стойлах, или производители действительно добились понимания со стороны закупщиков?

Вообще-то стоимость молока растет по всему миру, однако в России наблюдается наибольшая положительная динамика. Поэтому специалисты связывают рост цен с воплощением в жизнь всех мер по урегулированию сложной ситуации, сложившейся на молочном рынке с начала текущего года: договоренность с Белоруссией, ограничение импорта, новая ценовая политика переработчиков.

Но в любом случае, радоваться повышению цен долго нельзя. Нужно, чтобы цены доросли до 12 рублей за кг, и задержались на этом, оптимальном для всех участников рынка, уровне. Если же цены продолжат свое «восхождение», то туго придется уже потребителям. И начнется снижение спроса, что опять же приведет к убыткам производителей. Но для того, чтобы удержать стоимость на желаемом уровне, нужно предпринимать определеннее действия, причем самим молочникам.

А что эксперты?

По мнению Андрея Даниленко, председателя правления Национального союза производителей молока «Союзмолоко», «чтобы держать ситуацию под контролем, производителям молока необходимо объединяться».

«Я не хочу, чтобы мы успокоились тем, что цена на сырое молоко пошла вверх и все теперь будет нормально, - цитируют эксперта «Крестьянские ведомости». - Все что идет вверх, имеет тенденцию затем опускать вниз. Важно удержать цены на приемлемом для всех уровне. А для этого нужна кооперация».

Само понятие кооперации в понимании Даниленко означает не совместное производство молока, а некое более тесное сотрудничество: «Если животноводы будут хотя бы обмениваться друг с другом информацией о закупочных ценах на сырое молоко и условиях поставок, уже будет хорошо. Потому что переработчики не смогут вводить их в заблуждение».

«Сейчас зачастую бывает, что более крупные предприятия получают лучшие условия оплаты своей продукции, по сравнению с теми, кто помельче. Иными словами, те, кто лучше информирован, и цены имеют выше. Поэтому даже обмен информацией о контрактных условиях уже дает большие возможности», - считает глава «Союзмолока».

«Проинформирован – значит вооружен. Даже простой обмен информацией способен заметно улучшить условия работы производителей молока, - подчеркивает специалист. - А если они смогут еще и совместно закупать семена, удобрения и прочие расходные материалы, появится еще один рычаг воздействия на ценообразование. Дальше – кооперация по сбыту. Ведь имея солидные объемы молока, можно договариваться с перерабатывающими предприятиями о стабильных регулярных поставках и единых ценах в течение года. Так можно свести на нет сезонные колебания цены».

Итоги года

Сегодня уже можно предварительно подсчитывать результаты 2009 года. Так, по данным ИА "INFOLine", в мировом масштабе последний год был весьма трудным для всех производителей молока в целом. Вне зависимости от региона, практически каждый производитель был на грани убытка или потери денежных средств.

Например, в США на 10 000 голов коров (при условии, что производитель покупает корма у внешних поставщиков) денежные потери составляют примерно 1,5 миллиона долларов в месяц. В расчете на 9 месяцев убыток составит 13,5 миллионов долларов США. Данная ситуация ведет к сокращению производства не только в США и в Европе, где до сих пор средний показатель -5%, но и в Аргентине, Восточной Европе, России (от -10% до -15%) и на других рынках.

«На крупных рынках в США, Новой Зеландии и Европе наблюдается резкое повышение цен на такие продукты, как сухое молоко, цены на которое взмыли вверх на 50% и масло, с увеличением цены на 70% за последние 2 месяца», - пишут, в свою очередь, обозреватели «Финам».

Теперь у нас как всегда есть выбор: замереть в ожидании таких же результатов или все-таки заранее готовится к подобным «сюрпризам» и работать, работать и работать над стабилизацией рынка.
География:Россия
Комментарии