Оптовая торговля в России - тенденции и перспективы
Сейчас оптовая торговля в России находится в стадии активного развития, впрочем, как и рынок в целом. В свою очередь, опт неразрывно связан с розницей.

Сейчас оптовая торговля в России находится в стадии активного развития, впрочем, как и рынок в целом. В свою очередь, опт неразрывно связан с розницей. Предприятия розничной торговли выполняют роль посредника между оптовыми фирмами и конечными потребителями.
Также бурный рост числа оптовых продавцов обусловлен приходом на российский рынок крупных торговых сетей, в том числе супермаркетов. Что касается ассортимента продукции оптовых фирм, то в подавляющем большинстве случаев он довольно широк. Такое положение дел продиктовано особенностями спроса. В основном с оптовыми компаниями сотрудничают с крупными неспециализированными магазинами. Последним обращение в оптовые фирмы позволяет сэкономить массу времени. Ведь тем самым магазины освобождаются от необходимости сотрудничать с многими поставщиками, предлагающими лишь ограниченное число наименований товара.
Согласно статистических данных, ежегодно прирост оборота в сфере оптовой торговли составляет около 15%. Приблизительно такими же темпами развивается и розница. Что касается основных направлений опта, то их структура на протяжении уже нескольких лет остается практически неизменной. Около 20 % выручки получают за счет продажи горючих материалов (бензина, газа, нефти, дизеля), столько же – благодаря сбыту продовольственных товаров, и порядка 17% - непродовольственных. При этом наименее рискованный вид деятельности – это продукты оптом.
Что касается оптовой торговли в России целом, то степень и темпы ее развития довольно существенно отличаются в столице и регионах. Региональные рынки заметно отстают от столицы во всех отношениях. Также на периферии довольно распространена тенденция, в рамках которой оптовые продавцы мало сотрудничают с неспециализированными магазинами. Розница в регионах в основном работает с производителями продукции.
Довольно интересно распределение оборота в сфере оптовой торговли между крупными и мелкими предприятиями. Крупных фирм, специализирующихся на оптовой торговле, очень мало – всего 5% от общего числа зарегистрированных предприятий в данной области. Но при этом почти половина оборота приходится именно на них. Стоит отметить, что такая ситуация довольно нетипична для экономики России.
Что касается места оптовой торговли в отечественной экономике, то оно весьма значимо. Прибыльность такого бизнеса – одна из самых высоких. Опережает оптовую торговлю лишь сектор общественного питания.
Прогнозы экспертов по поводу развития оптовой торговли в ближайшие пять лет в целом оптимистичны. Но при этом существует ряд проблем, решение которых может качественно и количественно улучшить показатели состояний этой сферы экономики. Прежде всего, развитию препятствует чрезмерное государственное регулирование некоторых аспектов оптовой торговли. При этом целому ряду пунктов торговой деятельности (например, в интернете), уделяется недостаточно внимания. В результате страдает и бизнесмен, и рядовой потребитель. Правда, в последнее время наметились тенденции к лучшему.
По-прежнему актуальной остается проблема злоупотребления полномочиями со стороны представителей органов власти. Ведь многие из них вовлечены в мир бизнеса и преследуют личные выгоды. Например, они не заинтересованы в приходе на рынок компаний, которые могут составить достойную конкуренцию уже существующим. Поэтому нередко возникают проблемы с оформлением документов, выдачей разрешений, сертификацией. Но вне зависимости от этих негативных факторов оптовую торговлю ожидает дальнейшее развитие.
Комментарии