www.agropages.ru
AgroPages.Ru — это удобная информационная площадка для профессионалов агробизнеса.

Сегодня года.
Статьи
01.10.2012 05:53

Рыбное безрыбье

Секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев на совещании по борьбе с браконьерством заявил, что "угрозы национальной безопасности в сфере рыболовства сохраняются", а "незаконный вывоз водных биоресурсов в иностранные порты приобрели устойчивый характер".


По оценкам Счетной палаты, воровство рыбы там оценивается в никак не меньше 30 миллиардов рублей в год. Но ведь у нас есть ФСБ, МВД, Следственный комитет, пограничники, прокуратура, правительство с министерствами в том числе природных ресурсов и развитию Дальнего Востока, Госдума, сменяемые президенты, каждый из которых обращал внимание на эту проблему, Рыбнадзор и Рыбохрана, общественные организации, политические партии, ЧОПы, пресса государственная и пресса независимая, гражданские активисты, экологи и Академия наук, вооруженные силы и даже железнодорожные войска, налоговая служба, суды и таможня. А рыбу всё равно десятилетие за десятилетием воруют да в многомиллиардных масштабах, угрожающих национальной безопасности России. Тем временем, госбюджет верстается с дефицитом и "жёсткий" — говорят, "считать придётся каждую копейку". Итак, сейчас путина, рыбы мы поймали опять много. Но едим всё же импортную. Нашу нахваливают японцы и норвежцы.

"Путина нынче особенная. И рыбы в Приморье вот уж действительно море. Кета, горбуша, минтай, сайра. А еще — креветки, кальмары. Десятки тонн вкуснейших морепродуктов. Такого улова и не припомнят. Кажется, богатство само идет в руки, да только вот утекает сквозь пальцы и до конечного потребителя в центральной России долгожданный деликатес доходит редко.

Путь дальневосточной рыбы в большую Россию тернист и дорог. Хотя у рыбодобытчиков сейчас настоящий промысловый аншлаг. Только ценнейших лососевых в эту путину добыли рекордных полмиллиона тон.

"Вообще, подходит рыбы очень много. Когда вода как зеркало, видно, что подошел очень большой косяк. Пятно огромное. Несколько сот метров", — говорит директор рязановского рыборазводного завода Юрий Белов.

Портовые холодильные камеры под завязку забиты тоннами свежезамороженной рыбы и морепродуктов. Но дальше рыба не идет. Ни северным морским путем, ни железнодорожным.

"Такого не было, наверное, лет пятнадцать, когда уже после проведения лососевой путины не было отгрузок", — говорит президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов.

"Слухи о затоваривании рынка, считают промысловики, побудили многих трейдеров начать игру на понижение. Они выжидают, когда рыба сильно упадет в цене. Промысловикам ждать некогда. Чтобы не потерять деликатный товар, им придется уйти в соседние Китай и Японию, где русскую рыбу любят и всегда ждут.

"Для рыбного бизнеса сегодня значительно проще отправить ее на рынки с более развитой инфраструктурой. Отправить и получить деньги сразу безо всяких проблем", — объясняет генеральный директор ОАО "Южноморская база рыбфлот" Александр Ефремов.

Акватория морского порта Владивостока. Транспортный узел всего Приморья. Именно сюда приходят торговые корабли из промысловых зон Сахалина, Камчатки, Курильских островов. В них сотни тонн рыбы и вкуснейших деликатесов. В идеальной схеме рыба тут же должна перегружаться в специальные составы рефрижераторы (ведь именно здесь начинается транссибирская магистраль) и уходить в центральную Россию. Но вот только уже больше месяца рыба Приморья никуда не едет. Почему российские торговые сети не спешат покупать российскую рыбу, вопрос сложный. Но главные претензии перекупщиков сводятся к цене и качеству.

"К сожалению, все российские производственные мощности и суда они устарели. Добывать рыбу на таких судах получается дороже, чем это делают в Норвегии. Производство рыбы и добыча рыбы у нас менее эффективная, чем в Норвегии", — объясняет директор по связям с общественностью рыбной компании Илья Власенко.

Транспортировка тоже получается неэффективной. Высокие тарифы убивают отрасль, убеждены промысловики. Перевозчики категорически несогласны.

"Цена горбуши, которую мы потребляем, составляет всего 6,5 процентов в доле железнодорожного тарифа, а остальные 40 процентов — это цена торговых посредников, торговых розничных, которые организуют продажу этой продукции", — говорит и.о. генерального директора Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО "РЖД" Сергей Колесников.

"Никто не думает над тем, как снизить издержки, никто не думает над тем, как предложить конкурентоспособную услугу, все пытаются взять деньги либо с конечного пользователя, либо с федерального бюджета. На мой взгляд и тот, и другой путь — тупиковый. Потребитель, к большому нашему сожалению, будет либо меньше рыбы потреблять, либо будет голосовать за рыбу импортную", — объясняет руководитель Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний.

На прилавках магазинов рыбной столицы России чилийский кижуч, датская селедка, голландские креветки, аппетитная на вид норвежская семга и форель, выращенная в специальных садках на искусственных кормах, дающих тучность и глянец. Импортную рыбу везут в рыбное Приморье через всю страну на самолетах. Стоит она в два раза дороже дикой тихоокеанской и на местном рынке хозяйствует безраздельно.

"Это норвежская форель, которая закупается поставщиками в Санкт-Петербурге и Москве", — показывает заведующая рыбным отделом Алёна Перепелица.

Вообще-то, чтобы полакомиться в ресторане хорошей русской рыбой из Владивостока, принято ездить в соседний Китай. В самой столице Приморья это проблематично. Во-первых, потому что дорого, во-вторых, потому что местную рыбу здесь почти не найти.

"В основном импортная. Тигровую креветку мы используем только импортную", — рассказывает повар Татьяна Кахерская.

Когда то Мурманск называли "городом рыбаков". Рыбаков здесь сейчас почти не осталось, а недавно пограничные власти Кольского полуострова решили как следует взяться за последних. Промысловикам на маломерных судах (а это больше половины всех рыбодобытчиков) запретили выходить в море в темное время суток.

"Через месяц светлое время суток ограничится тремя часами. Еще через месяц наступит полярная ночь. В течение двух месяцев солнце вообще не будет выходить над горизонтом. И поэтому, соответственно, и выхода никакого не будет. Суда будут стоять здесь у причала, валяться на берегу, никому не нужен флот здесь", — говорит владелец маломерного судна Дмитрий Антонов.

Зато русских рыбаков хоть ночью, хоть днем с распростертыми объятиями ждут в соседнем норвежском Киркенесе. Еще десять лет назад Киркенес был захудалым поселком, где не было даже асфальта. Русские чиновники и русская рыба озолотили былое норвежское захолустье, превратив его в заполярную Ниццу.

"То есть можно сказать, что из деревни сделали город мы?" – спрашивает журналист.

"Конечно. И не только Киркенес, а все порты, все побережье Норвегии", — отвечает капитан рыболовецкого траулера "Марк Любовский" Анатолий Смоглиенко.

"У причалов Киркенеса десятки траулеров под российским флагом. Сюда они привозят и продают рыбу и морепродукты, выловленные по российским квотам в российских промысловых зонах. На родину, где их ждет чиновничья волокита, таможенные поборы и сложная многодневная процедура выгрузки, во время которой портится товар, они не спешат. В Норвегии таможня работает быстро, по пустякам беспокоит редко. В общем, дает абсолютное добро, лишь бы ловилась большая и малая русская рыба.

www.vesti.ru
Темы публикации:Рыба Рыболовство
География:Россия
Комментарии