РЖД терпит убытки из-за нестабильности цен на внутреннем рынке зерна
«Национальный аграрный сервер» (www.agropages.ru) — На внутреннем рынке России цены на зерно нестабильны, что вынуждает аграриев отказываться от услуг РЖД и пользоваться автотранспортом, который позволяет сэкономить до 400 рублей с каждой тонны.
Объемы собранного в этом году урожая зерновых растет с каждым днем, однако это никак не отражается на его транспортировке по железной дороге. Специалисты уверены, что причиной подобной ситуации стала нестабильность рынка, цены на котором все время меняются, и переработчики не спешат закупать впрок, предпочитая небольшие разовые контракты.
Железнодорожные перевозки зерна на внутреннем рынке, в отличие от экспорта, в августе выросли с 720 до 780 тысяч тонн. Однако по сравнению с прошлым августом объем транспортировки значительно сократился, тогда по железной дороге было перевезено 1,1 млн тонн зерна, пишет «Гудок».
Причина не только в неблагоприятной конъюнктуре рынка. Зерно, предназначенное для внутреннего рынка страны, все чаще с железных дорог переходит на автомобильные, а также перевозится водным транспортом.
Руководитель аналитического центра ЗАО «Русагротранс» И. Павенский отмечает: «Одна из главных особенностей нынешнего года – очень нестабильная ценовая ситуация (на внутреннем рынке), при которой никто не стремится заключать долгосрочные контракты».
Соответственно, производители все чаще прибегают к услугам более мобильного автотранспорта. Хотя сказать, что транспортировка автотранспортом им дешевле – не стоит. Зернопереработчики предпочитают работать по схеме «сегодня нашел, завтра купил, послезавтра отвез».
Еще одной причиной роста автоперевозок служит стремление сэкономить хоть на чем-то, аграрии зачастую перегружают зерно в машины прямо с токов, минуя элеватор. Такие действия, по подсчетам «Русагротранса», позволяют сэкономить до 400 рублей на каждой тонне. Это отрицательно сказывается и на качестве зерна, не прошедшего сортировку, просушку и подработку, и на доверии покупателей-мукомолов.
Процент автоперевозок сегодня очень высок, зерно возят на автомобилях на расстояние до 1000 км, подтверждает директор департамента транспорта и логистики Международной зерновой компании (российская «дочка» швейцарской Glencore) А. Расницов.
«Такие перевозки стоят столько же или чуть меньше, чем железнодорожные, но дело даже не в цене: зерновой рынок сейчас спотовый», - говорит он, - «и автоперевозки позволяют быстро продавать и доставлять небольшие партии груза. Железная дорога с системой заявок такой возможности не предоставляет».
Конкуренцию «Русагротрансу» сегодня составляет не только автомобильный транспорт, который доставляет зерно непосредственно потребителям, минуя элеваторы, но и речной, говорит И. Павенский. В частности он считает, что в текущем году неожиданно повысился сбор зерна в регионах, которые не считаются зерноизбыточными, к таким традиционно относят Ленинградскую, Ульяновскую и Нижегородскую области. Оттуда близко до столиц и есть возможность транспортировать зерно машинами или речным транспортом.
Сдвиг закупочных интервенций и сезонное ухудшение погодных условий должны способствовать активизации движения зерна на внутреннем рынке, говорит И. Павенский. «Склады не приспособлены для долговременного хранения, с наступлением холодов большие объемы зерна придется перевозить на элеваторы», – говорит эксперт.
Железнодорожные перевозки зерна на внутреннем рынке, в отличие от экспорта, в августе выросли с 720 до 780 тысяч тонн. Однако по сравнению с прошлым августом объем транспортировки значительно сократился, тогда по железной дороге было перевезено 1,1 млн тонн зерна, пишет «Гудок».
Причина не только в неблагоприятной конъюнктуре рынка. Зерно, предназначенное для внутреннего рынка страны, все чаще с железных дорог переходит на автомобильные, а также перевозится водным транспортом.
Руководитель аналитического центра ЗАО «Русагротранс» И. Павенский отмечает: «Одна из главных особенностей нынешнего года – очень нестабильная ценовая ситуация (на внутреннем рынке), при которой никто не стремится заключать долгосрочные контракты».
Соответственно, производители все чаще прибегают к услугам более мобильного автотранспорта. Хотя сказать, что транспортировка автотранспортом им дешевле – не стоит. Зернопереработчики предпочитают работать по схеме «сегодня нашел, завтра купил, послезавтра отвез».
Еще одной причиной роста автоперевозок служит стремление сэкономить хоть на чем-то, аграрии зачастую перегружают зерно в машины прямо с токов, минуя элеватор. Такие действия, по подсчетам «Русагротранса», позволяют сэкономить до 400 рублей на каждой тонне. Это отрицательно сказывается и на качестве зерна, не прошедшего сортировку, просушку и подработку, и на доверии покупателей-мукомолов.
Процент автоперевозок сегодня очень высок, зерно возят на автомобилях на расстояние до 1000 км, подтверждает директор департамента транспорта и логистики Международной зерновой компании (российская «дочка» швейцарской Glencore) А. Расницов.
«Такие перевозки стоят столько же или чуть меньше, чем железнодорожные, но дело даже не в цене: зерновой рынок сейчас спотовый», - говорит он, - «и автоперевозки позволяют быстро продавать и доставлять небольшие партии груза. Железная дорога с системой заявок такой возможности не предоставляет».
Конкуренцию «Русагротрансу» сегодня составляет не только автомобильный транспорт, который доставляет зерно непосредственно потребителям, минуя элеваторы, но и речной, говорит И. Павенский. В частности он считает, что в текущем году неожиданно повысился сбор зерна в регионах, которые не считаются зерноизбыточными, к таким традиционно относят Ленинградскую, Ульяновскую и Нижегородскую области. Оттуда близко до столиц и есть возможность транспортировать зерно машинами или речным транспортом.
Сдвиг закупочных интервенций и сезонное ухудшение погодных условий должны способствовать активизации движения зерна на внутреннем рынке, говорит И. Павенский. «Склады не приспособлены для долговременного хранения, с наступлением холодов большие объемы зерна придется перевозить на элеваторы», – говорит эксперт.
Комментарии