www.agropages.ru
AgroPages.Ru — это удобная информационная площадка для профессионалов агробизнеса.

Сегодня года.
Статьи
04.09.2012 13:42

Перспективы рынка органической продукции (Organicfoods) в России

В России официально насчитывается 3 192 га сертифицированных органических сельскохозяйственных угодий, использующихся для выращивания натуральных овощей и фруктов, что составляет около 0,001 % от общей площади сельхозугодий страны.


Таким образом, можно было бы сказать, что рынок органической продукции в России находится еще в зачаточном состоянии. Однако это не так. На деле в стране по разным оценкам от 40% до 75% частных ферм не используют при производстве овощей и фруктов ни химии, ни тем более, генетически модифицированных технологий. Согласно основным западным стандартам все подобные фермы могли бы попасть под категорию “organicfoods” – им необходимо лишь соответствующим образом зарегистрироваться. Со вступлением России в ВТО этот вопрос является особенно актуальным, поскольку производители такого рода продукции во всех странах традиционно получают за нее хорошую прибыль. По подсчетам объединения «Экокластер» российские производители organicfoods могли бы занять 15-20% мирового рынка уже в скором времени, однако на пути у нашей страны все еще есть множество проблем, которые предстоит решить.

Прежде, чем рассмотреть как обстоит ситуация с органической продукцией в России, интересно посмотреть, что происходит на этом же рынке в других странах по всему миру.

Рынок organicfoods в мире

В первую очередь следует отметить, что органические овощи и фруктыв мире обычно стоят на 10% - 40% дороже, чем неорганические аналоги. Эти цифры вместе с тем довольно условны – в разных странах средняя цена на них устанавливается совершенно разная. В США, как правило, экологическая продукция стоит на 50% дороже неорганической, а в Европе всего на 20%. Эксперты часто отмечают, что в России разрыв между стоимостью органической и неорганической продукции является весьма значительным и organicfoods может стоить в 10 раз дороже продукции промышленного производства. На деле такое практически не встречается – в среднем овощи и фрукты, выращенные без химикатов, сертифицированные в торговых сетях стоят в 2, максимально в 3 раза дороже. Вместе с тем, чего нет на Западе – частных фермеров, торгующих точно такой же органической продукцией “с рук” по цене, не превышающей рыночную. Единственная разница в том, что они не сертифицированы и ведут свою деятельность полностью частно.

В настоящее время сегмент органической пищи занимает всего 1-2% от общего объема продовольственного рынка во всем мире. Однако тенденция такова, что производство органических продуктов питания быстро растет, намного быстрее рынка пищевой промышленности в целом, причем как в развитых, так и развивающихся странах. Вот несколько фактов:

• Мировые продажи органических продуктов питания выросла с 23 млрд. долл. США в 2002 годудо $ 52 млрд. в 2008 году.
• Рынок organicfoods в мире растет на 20% в год с начала 1990-х годов, и сейчас по прогнозам многих западных экспертов человечество стоит на пороге настоящего бума органической продукции, производство которой в ближайшем десятилетии начнет бурно расти – приблизительно на 50% в год.


А вот некоторые факты по рынку органической продукции в различных странах мира:

Соединенные Штаты

• Органическая пища является самым быстрорастущим сектором американского рынка продуктов питания уже более чем десять лет подряд.
• Продажи organicfoodsрастут на 17-20% в год в течение последних нескольких лет, в то время как продажи обычных продуктов питания в последние годы растут в среднем лишь на 2-3% в год.
• В 2003 году органические продукты питания были доступны в почтичто 20,000 специализированных продовольственных магазина и 73% обычных продуктовых магазинов. В 2012 году первая цифра выросла в три раза, а вторая доросла до 100%.
• Органические продукты питания составляли 3,7% от общего объема продаж продуктов питания и напитков, и 11,4% от общего объема продаж фруктов и овощей в 2009 году.
• По состоянию на начало 2012 года, всекрупные независимые производители органической продукции в США были приобретены транснациональными фирмами.

Канада

• Объем продаж органической продукции в Канаде превысил $ 1 млрд. в 2006 году, что составляет 0,9% от общего объема продаж продуктов питания в Канаде.
• С 2006 по 2012 год средние темпы роста продаж органической продукции составляют 26% в год.
• Больше всего органической продукции на всем американском континенте потребляют жители Британской Колумбии – в 2012 году 4,2% всего их рациона составляла органическая продукция – это примерно в 1,5 раза больше, чем в среднем по Канаде.

Европа

В Европейском Союзе примерно 3,9% от общего объема сельскохозяйственных угодий используются для производства органической продукции. Странами с высокой долей органического земледелия традиционно являютсяЛихтенштейн (26,9%), Австрия (18,5%), Швеция (12,6%)и Италия (8,4), за которым следуют Чехия и Греция (по 7,2%). Весьма низкие показатели регистрируются на Мальте (0,1%), в Польше (0,6%) и Ирландии (0,8%). В среднем объема сельскохозяйственных угодий, использующихся для выращивания organicfoods, растут на 4,7% в течение последних нескольких лет.

Интересно, что Австрийцы являются наибольшими любителями органической продукции в Европе. В 2010 году 16% всех фермеров выращивали исключительно органические продукты питания. В том же году доля органических земель увеличилась до 20% от общего числа сельскохозяйственных угодий.В 2011 году 7,4% всех пищевых продуктов питания, продаваемых в австрийских супермаркетах, были органическими.

В тоже время с 2000 года использование некоторых органических продуктов питания является обязательным в итальянских школах и больницах. С 2002 года специальный закон Эмилия-Романья устанавливает, что питание в детских садах и начальных школах (т.е. детей от 3 месяцев до 10 лет) должно быть на 100% органическим, а еда и питание в школах, университетах и больницах должны быть не менее чем на 35% органическим.

Рынок organicfoods в России

В России существует проблема с обозначением границ рынка органической сельскохозяйственной продукции, поскольку даже при существовании определенных стандартов отсутствует единый закон, который бы устанавливал – какую продукцию следует относить к органической, а какую нет. Производители давно утверждают о наличии многочисленных проблем, связанных с тем, что метку “органическая продукция” сейчас может поставить любой производитель – и правдивость такого обозначения проверять будет некому. Что касается объема российского рынка, то в РФ в 2012г. он вырастет на 25-30% - до 100 млн долл. По подсчетам экспертов объединения “Экокластер” в 2011г. этот показатель составил около 60 млн долл. и в дальнейшем также будет только увеличиваться. "Мы видим тенденцию увеличения спроса на свою продукцию. Это парадокс: на сегодняшний день спрос, настолько высокий, что мы просто не успеваем производить в тех стандартах, которые нами определены", - отмечает генеральный директор Экокластера Александр Коновалов. Им были также обозначены, ключевые проблемы, которая переживает индустрия сейчас: "Мы хотим, чтобы люди получали качественную натуральную продукцию, чтобы на рынке были те правила, которые отсекут непорядочных производителей от тех, кто под марками "эко", "био", "органика" пытается продавать все что угодно", - отметил глава "Экокластера". Он также указал, что на сегодняшний день цена на эти экопродукты выше, чем в обычных магазинах. "Если государство возьмет на себя часть затрат по экосертификации, по субсидии, по господдержке, то стоимость снизится и люди будут получать продукт по более низкой цене", - отметил А.Коновалов.

Вместе с тем, прежде чем говорить о перспективах рынка следует определиться с тем, кто в России является потребителем органической продукции и где они сосредоточены. Практически все эксперты отмечают, что органические продукты питания готовы регулярно потреблять примерно 5-10% граждан страны, что является довольно значительной цифрой даже по меркам западных стран. Это довольно состоятельная прослойка населения, которая сконцентрирована в городах, преимущественно в крупных. По различным экспертным оценкам сейчас 5% граждан РФ регулярно потребляют органическую продукцию. Еще порядка 3% хотели бы потреблять ее, но не могут в силу отсутствия должного объема дохода, или отсутствия самой такой продукции. К слову, для роста объема продаж органической продукции необходимо наличие каналов ее сбыта. В настоящее время можно выделить два основных таких канала: ритейлерские сети и интернет-магазины. Доля последних в настоящее время оценивается от 20% до 60% в зависимости от конкретного региона России, однако в последнее время резкое сокращается поскольку многие супермаркеты специально открывают линии продажи органических продуктов питания. В конце 2011 г. группа «О'кей» начала торговать органическими продуктами в гипермаркетах Петербурга. X5 Retail Group рассматривает возможность введения в ассортимент фермерских продуктов в Петербурге, в большинстве московских супермаркетов уже есть «фермерские уголки», рассказал недавно представитель компании Светлана Витковская. В США и Европе органическая продукция, продающаяся через интернет составляет менее 1% рынка, и судя по текущим тенденциям в скором времени аналогичная ситуация будет наблюдаться и в России.

Положительным можно признать тот момент, что в России существует культура потребления органической продукции – в результате сейчас, когда страна вступила в ВТО у нас будет и внутренний спрос и сильное производство, которое вполне сможет конкурировать с organicfoods крупнейших мировых производителей. При принятии закона об органических продуктах и сертификации экологически чистых производств Россия может превратиться в одного из крупнейших производителей органической продукции в мире, и даже более того – в мощного экспортера. Учитывая рост мирового рынка, прогнозируемая доля в 15-20%, которую займут российские производители – это доля которую российские потребители покрыть не смогут – здесь речь идет об активном наращивании экспортных поставок. Органическая продукция сегодня востребована практически в каждом уголке мира, поэтому неудивительно, что спрос на нее растет быстрее предложения. В такой ситуации российские предприятия реально могут получить огромные выгоды от вступления страны в ВТО и получения возможности для наращивания экспорта.

Аграрная торговая система АГРОРУ.ком
Темы публикации:Здоровье Экология
География:Россия
Комментарии