Истина о вине
О колебаниях на рынке крепкого алкоголя и пива сегодня не говорит только ленивый. А вот ситуация на винном рынке пока непонятна. Суммарный объем импорта сокращается - значит ли это, что отечественные виноделы могут праздновать победу?
О колебаниях на рынке крепкого алкоголя и пива сегодня не говорит только ленивый. А вот ситуация на винном рынке пока непонятна. Суммарный объем импорта сокращается - значит ли это, что отечественные виноделы могут праздновать победу?
У кризиса появилась еще одна положительная сторона, наверняка понравившаяся нашим производителям вина: импорт вина значительно сократился, и доля российской продукции на прилавке увеличилась. Ведь отечественное вино значительно дешевле заграничного, а это самый первый фактор, влияющий на желания и возможности покупателей. Больше всего изменений наблюдается в категории дорогого импортного вина, употребление которого стало не по карману россиянам.
Другой вопрос - смогут ли российские производители предоставить элитные напитки? У нас нет тех традиций и колоссального опыта, которым обладают заграничные виноделы. Директор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз рассказал журналистам «Алконьюс» о нынешнем положении дел на рынке вина: «Российский винный рынок остается неполноценным в том смысле, что он не способен заместить дорогой импорт, в основном мощности ориентированы на производство массового дешевого продукта». По его данным, отечественные вина более чем на 80% представлены на полках в демократичном сегменте до 110 рублей.
Участники рынка также раскрыли свои секреты. «В этом году мы наблюдаем приток покупателей, - говорит председатель совета директоров Миллеровского винзавода (Ростовская область) Леонид Попович. - Импорт сокращается, и покупатели более дорогих вин начинают замечать наши "Вина Ведерниковъ", стоимость которых ниже аналогичного импорта».
«По нашему среднему сегменту - вина "Винный квартал" - мы отстаем от показателей прошлого года лишь на пять процентов в натуральном выражении. Люди, которые в основном приобретали вино экономкласса, тот же "Винный квартал", переходят на самые дешевые российские вина», - цитирует Поповича "Эксперт".
В Краснодаре также подметили тенденцию перехода на российское вино. Генеральный директор компании «Абрау-Дюрсо» Борис Титов порадовался за подъем своего производства: «Люди стали пить меньше дешевого шампанского, они заменили его другими напитками. Между тем наш сегмент — резервуарные и классические вина стоимостью от 200 и 1 тысячи рублей соответственно — растет, так как потребители начали переходить с более дорогостоящей импортной продукции на отечественную».
Без проблем не обойтись
Однако уже сейчас ощущаются проблемы на винном рынке: не хватает сырья. Валерий Логинов, президент Союза виноградарей и виноделов России (СВВР), сообщил, что «до 1985 года в нашей стране было около 170 тысяч гектаров виноградников, а сегодня осталось примерно 60 тысяч».
«И хотя у нас существует стратегия развития виноградарства и виноделия до 2020 года, которая предусматривает расширение объемов посадки виноградников до прежнего уровня, даже в этом случае мы не сможем добиться производства всех российских вин из собственного виноматериала», - сомневается Логинов в успехе.
Из-за нехватки виноматериалов наши производители регулярно просят Молдавию, Францию, Бразилию, Италию, ЮАР поделиться с нами урожаем. Так можем ли мы вообще говорить о российских винах, если практически половина напитка изготавливается в других странах и поступает к нам в огромных емкостях, после только перерабатывается и разливается по бутылкам-коробкам?
Еще более пугающе выглядит переориентирование на дешевые напитки, которые и вином-то назвать трудно. Спирт, вкусовые и ароматические добавки, красители – это основное содержание такого «вина неизвестного происхождения», но при этом оно занимает, по данным ЦИФФРА, почти треть производства. Поэтому сегмент качественного вина и не развивается – нерентабельно оказывается.
Кроме этого, у винной промышленности нет отдельного закона, который регулировал бы деятельность, хотя проект был разработан уже давно. Не принят и техрегамент по вину, а значит контроль качества практически не ведется. Есть целевая программа по развитию виноделия до 2010 года, но она реализуется лишь в Ставропольском и Краснодарском краях, Дагестане и Ростовской области. А решать вопросы федерального уровня на месте еще ни у кого не удавалось.
Еще один удар по винопроизводителям нанесла борьба правительства с алкоголизмом. «К сожалению, вино по законодательству попадает в ту же категорию, что и крепкий алкоголь, со всеми вытекающими ограничениями и запретами. Поэтому наши возможности ограничены и в продвижении вина — прежде всего речь идет о запрете на рекламу алкоголя», - подметил Петр Романишин, генеральный директор «Фанагории».
Историческая справка
Вообще, кризис не впервой приходит на выручку российским виноделам. В 1998 году резкое повышение цен ударило по объемам импорта, и количество отечественного и импортного вина стало равным. В 2006 году после запрета грузинских и молдавских вин отечественные напитки заняли порядка 70% от объемов рынка.
На данный момент, по сообщению того же «Эксперта», импорт снизился на 7%, а специалисты ЦИФРРА уточняют, что «продажи импортного красного и розового столового вина снизились по сравнению с прошлым годом на 23%, белого – на 17%».
Цифры, конечно, радуют, а вот прогнозы на будущее – не очень. Если в ближайшее время законодательство не будет «уточнено», то рынок заполонит дешевый напиток, отдаленно лишь напоминающий вино.
У кризиса появилась еще одна положительная сторона, наверняка понравившаяся нашим производителям вина: импорт вина значительно сократился, и доля российской продукции на прилавке увеличилась. Ведь отечественное вино значительно дешевле заграничного, а это самый первый фактор, влияющий на желания и возможности покупателей. Больше всего изменений наблюдается в категории дорогого импортного вина, употребление которого стало не по карману россиянам.
Другой вопрос - смогут ли российские производители предоставить элитные напитки? У нас нет тех традиций и колоссального опыта, которым обладают заграничные виноделы. Директор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз рассказал журналистам «Алконьюс» о нынешнем положении дел на рынке вина: «Российский винный рынок остается неполноценным в том смысле, что он не способен заместить дорогой импорт, в основном мощности ориентированы на производство массового дешевого продукта». По его данным, отечественные вина более чем на 80% представлены на полках в демократичном сегменте до 110 рублей.
Участники рынка также раскрыли свои секреты. «В этом году мы наблюдаем приток покупателей, - говорит председатель совета директоров Миллеровского винзавода (Ростовская область) Леонид Попович. - Импорт сокращается, и покупатели более дорогих вин начинают замечать наши "Вина Ведерниковъ", стоимость которых ниже аналогичного импорта».
«По нашему среднему сегменту - вина "Винный квартал" - мы отстаем от показателей прошлого года лишь на пять процентов в натуральном выражении. Люди, которые в основном приобретали вино экономкласса, тот же "Винный квартал", переходят на самые дешевые российские вина», - цитирует Поповича "Эксперт".
В Краснодаре также подметили тенденцию перехода на российское вино. Генеральный директор компании «Абрау-Дюрсо» Борис Титов порадовался за подъем своего производства: «Люди стали пить меньше дешевого шампанского, они заменили его другими напитками. Между тем наш сегмент — резервуарные и классические вина стоимостью от 200 и 1 тысячи рублей соответственно — растет, так как потребители начали переходить с более дорогостоящей импортной продукции на отечественную».
Без проблем не обойтись
Однако уже сейчас ощущаются проблемы на винном рынке: не хватает сырья. Валерий Логинов, президент Союза виноградарей и виноделов России (СВВР), сообщил, что «до 1985 года в нашей стране было около 170 тысяч гектаров виноградников, а сегодня осталось примерно 60 тысяч».
«И хотя у нас существует стратегия развития виноградарства и виноделия до 2020 года, которая предусматривает расширение объемов посадки виноградников до прежнего уровня, даже в этом случае мы не сможем добиться производства всех российских вин из собственного виноматериала», - сомневается Логинов в успехе.
Из-за нехватки виноматериалов наши производители регулярно просят Молдавию, Францию, Бразилию, Италию, ЮАР поделиться с нами урожаем. Так можем ли мы вообще говорить о российских винах, если практически половина напитка изготавливается в других странах и поступает к нам в огромных емкостях, после только перерабатывается и разливается по бутылкам-коробкам?
Еще более пугающе выглядит переориентирование на дешевые напитки, которые и вином-то назвать трудно. Спирт, вкусовые и ароматические добавки, красители – это основное содержание такого «вина неизвестного происхождения», но при этом оно занимает, по данным ЦИФФРА, почти треть производства. Поэтому сегмент качественного вина и не развивается – нерентабельно оказывается.
Кроме этого, у винной промышленности нет отдельного закона, который регулировал бы деятельность, хотя проект был разработан уже давно. Не принят и техрегамент по вину, а значит контроль качества практически не ведется. Есть целевая программа по развитию виноделия до 2010 года, но она реализуется лишь в Ставропольском и Краснодарском краях, Дагестане и Ростовской области. А решать вопросы федерального уровня на месте еще ни у кого не удавалось.
Еще один удар по винопроизводителям нанесла борьба правительства с алкоголизмом. «К сожалению, вино по законодательству попадает в ту же категорию, что и крепкий алкоголь, со всеми вытекающими ограничениями и запретами. Поэтому наши возможности ограничены и в продвижении вина — прежде всего речь идет о запрете на рекламу алкоголя», - подметил Петр Романишин, генеральный директор «Фанагории».
Историческая справка
Вообще, кризис не впервой приходит на выручку российским виноделам. В 1998 году резкое повышение цен ударило по объемам импорта, и количество отечественного и импортного вина стало равным. В 2006 году после запрета грузинских и молдавских вин отечественные напитки заняли порядка 70% от объемов рынка.
На данный момент, по сообщению того же «Эксперта», импорт снизился на 7%, а специалисты ЦИФРРА уточняют, что «продажи импортного красного и розового столового вина снизились по сравнению с прошлым годом на 23%, белого – на 17%».
Цифры, конечно, радуют, а вот прогнозы на будущее – не очень. Если в ближайшее время законодательство не будет «уточнено», то рынок заполонит дешевый напиток, отдаленно лишь напоминающий вино.
Комментарии