В «Рыбном союзе» прокомментировали ограничения ввоза рыбы из Норвегии
Согласно решению Россельхознадзора, Россия ввела с 5 мая 2012 г. временные ограничения на поставки охлажденной рыбы с 13 норвежских предприятий.
Это решение было принято в связи с фактическим провалом переговоров, состоявшихся 25-26 апреля в Брюсселемежду Россельхознадзором и Государственной службой по надзору за растениями, рыбой, животными и пищевыми продуктами Норвегии (Mattilsynet), посвященным результатам аудита норвежской ветеринарной системы. На мероприятии присутствовали представители рыбного бизнеса, как с российской, так и с норвежской стороны, чьи предложения остались нерассмотренными.
Российскую делегацию на переговорах возглавил заместитель Руководителя Россельхознадзора Евгений Непоклонов, который подверг серьезной критике всю норвежскую систему ветеринарного контроля и предупредил Mattilsynet и представителей норвежского бизнеса, что если норвежская сторона не примет мер системного характера, то Россельхознадзор введет ограничение на поставки охлажденной рыбы со всех норвежских предприятий.
В ответ норвежские бизнесмены выступили с предложением отбирать пробы каждый день, когда производится рыба, предназначенная для экспорта в Россию, т.е. фактически предложили проводить стопроцентный мониторинг отгружаемой продукции. К сожалению, такая мера оказалась не востребована. Не получили участники встречи и ответа на вопрос к российской делегации о способах независимого подтверждения результатов исследований в российских лабораториях.Вместо протокола заседания совместной рабочей группы, Россельхознадзор объявил о «закрытии» 13 норвежских фабрик – вопреки первоначальному утверждению, что несовершенство норвежской ветеринарной системы требует введения полного «рыбного» эмбарго.
«Рыбный союз» не сомневается, что на некоторых норвежских предприятиях действительно выявлены нарушения. При этом многие другие «закрытые» фабрики ни разу за последние несколько лет не подвергалась критике со стороны Россельхознадзора и включение их в список инспектируемых предприятий является нарушением установленных законом правил. По другой части предприятий нарушения были выявлены осенью прошлого года и затягивание решения на полгода о временном ограничении с этих фабрик, очевидно не способствовало обеспечению безопасности. На основании того, что Россельхознадзор отказывал владельцам товара в проведении арбитражных исследований контрольных образцов продукции, обнародовал информацию о выявляемых нарушениях спустя нескольких месяцев, не предоставил ни одного ответа на требования проведения расследований, свидетельствует, что такие меры подрывают доверие ко всему комплексу надзорных мероприятий, проводимых Россельхознадзором при контроле поставок норвежской рыбы.
Особо стоит отметить, что экономический результат такого регулирования оказался и вовсе поразительным – 80% норвежской форели, поставляемой в Россию, после 5 мая окажутся подконтрольными единственному российскому импортеру – «Русской рыбной компании». Таким образом, мы снова можем наблюдать ситуацию 2006 года, об угрозе повторения которой неоднократно предупреждал «Рыбный союз».
Напомним, что тогда под руководством г-на Непоклонова, Россельхознадзор впервые запретил поставки охлажденной рыбы из Норвегии. Но только лишь для того, чтобы сначала «открыть» две, а потом еще шесть норвежских фабрик, поставки из которых пошли исключительно…в «Русскую рыбную компанию», а спустя полгода и другим импортерам, объединенным в Ассоциацию производственных и торговых предприятий рыбного рынка.
«Рыбный союз» заявляет, что действия Россельхознадзора, связанные контролем обеспечения безопасности поставляемой из Норвегии рыбыносят не прозрачный характер, не понятны представителям бизнеса, противоречат решениям Комиссии Таможенного союза и приводят к установлению монополизма на рыбном рынке. Все это дискредитируют и проведение надзорных мероприятий, и саму службу.
«Рыбный союз» считает необходимым публично прояснить следующие вопросы:
1. Почему предъявляя громогласные претензии к ветеринарной системе Норвегии, Россельхознадзор не предпринимает попыток ее санировать или ввести эмбарго на поставку всей рыбы из Норвегии? Вместо этого российское надзорное ведомство ограничилось точечными мерами в отношении отобранных по произвольному принципу предприятий.
2. Почему за одни и те же нарушения Россельхознадзор применяет различные, причем несопоставимые по степени жесткости, санкции?
3. Почему работа Россельхознадзора напрямую противоречите правилам, утвержденным Комиссией Таможенного союза по отборам проб и проведению инспекций зарубежных предприятий?
4. Почему отдельные норвежские поставщики не подвергаются санкциям даже за многочисленные нарушения, а некоторые «закрываются» даже за однократные?
5. Почему отсутствует система обжалования решений Россельхознадзора и владельцы продукции лишены возможности подтвердить безопасность поставляемой ими рыбной продукции?
6. Почему, наконец, в документе о «закрытии» 13 норвежских фабрик отсутствуют конкретные претензии к отдельным поставщикам, а все предприятия-нарушители «причесаны под одну гребенку».
В настоящее время «Рыбный союз» готовит обращение в вышестоящие инстанции с требованием о проведении расследования обоснованности введения частичных ограничений и соответствия их процедурам, установленными решениями Комиссии Таможенного союза.
Комментарии