www.agropages.ru
AgroPages.Ru — это удобная информационная площадка для профессионалов агробизнеса.

Сегодня года.
Статьи
19.08.2009 07:00

Не нарегулируются

Новый закон «Об основах государственного регулирования и развития торговой деятельности в Российской Федерации» должен быть принят уже совсем скоро. Как оказалось, документ не нравится ни торговцам, ни производителям.
Новый закон «Об основах государственного регулирования и развития торговой деятельности в Российской Федерации» должен быть принят в ближайшее время. Эксперты прогнозируют далеко не радужное будущее; как оказалось, документ не нравится ни торговцам, ни производителям.

Если перед разработчиками законопроекта стояла цель ограничить торговые сети и дать возможность развиваться рознице, создав благоприятные условия для конкуренции и для выхода на рынок мелких компаний, то на деле получается как раз ухудшение ситуации – предлагаемая продукция может существенно потерять как в качестве, так и в ассортименте. Условия для подъема производителей не созданы, а значит о здоровой конкуренции можно забыть.

Обсуждения продолжаются

В этой связи показательна картина с "продуктовыми" предпринимателями Санкт-Петербурга. Малые поставщики и производители Питера проявили инициативу и попросили отдать им в аренду часть госпомещений на льготных условиях, чтобы самостоятельно создать собственные сети и тем самым «противостоять» крупному ритейлу. «Агентство Бизнес Новостей» провело круглый стол, на котором питерские эксперты смогли высказать свои опасения в связи с принятием нового закона. И хотя во время беседы все внимание уделялось проблемам Ленинградской области, практически такую же картину можно наблюдать на территории всей России.

По словам президента группы компаний ООО «Агрохолдинг «Пулковский» Ивана Кары, «административные ограничения для сетевого ритейла – идея бессмысленная, которая в итоге обернется уменьшением ассортимента и снижением качества продукции». Что в принципе известно давно и подтверждено многолетней практикой: запрещать что-либо бессмысленно.

Поэтому Кара и рекомендует правительству способствовать развитию конкуренции: «В Петербурге есть сотни помещений в госсобственности. Если власти передадут их на льготных условиях малому бизнесу, то через 2-3 года в городе будет создана сеть магазинов, способная составить конкуренцию крупным игрокам рынка. В итоге сетевикам будет выгоднее развиваться не путем экспансии, а увеличивая товарооборот и снижая расценки».

Производители уже давно жалуются на трудности при попытке попасть на рынок Питера. Так, Александр Глущенко, заместитель генерального директора Ассоциации сельхозтоваропроизводителей и обслуживающих организаций «Ленплодоовощ», отметил, что лишь 10% продукции его компании доходит до петербургских прилавков.

Кроме этого, по сообщению foodretail.ru, у сетевиков большое недовольство вызывает пункт о запрете для всех сетей с годовым товарооборотом более 1 миллиарда рублей иметь долю рынка более 25% «в границах городского округа или муниципального образования, а также в границах городов... Москвы и Санкт-Петербурга». Таким образом, крупные сети лишены возможности строить, приобретать или брать в аренду дополнительные торговые площади.

Предложения еще поступают

Однако производители уверены, что даже меры властей мало повлияют на расстановку сил на рынке. И предлагают обратить внимание на целенаправленную господдержку отечественных сельхозпроизводителей, а также развитие технической базы для производства, хранения и переработки продукции. Потому как из-за проблем в этих сферах «продукция областных производителей по себестоимости выше и проигрывает конкуренцию продуктам, завозимым из других регионов и из-за рубежа».

А заместитель директора департамента торговой недвижимости Colliers International Роман Евстратов добавляет: «Более эффективными были бы меры, стимулирующие малый бизнес. Продуктовому ритейлу крайне тяжело выдерживать ставки, которые сложились до кризиса. В этом направлении можно было сделать гораздо больше, развивая, в том числе, программу магазинов шаговой доступности».

Эксперт отмечает один-единственный положительный момент, который будет сопровождать принятие нового закона: «В Петербурге очень сильная конкуренция среди торговых центров, поэтому рынок заинтересован в приходе новых крупных игроков (Carrefour, Wal Mart и другие), которые могут дать конкурентное преимущество торгового объекта, выделив его на фоне довольно однообразных составов арендаторов».

«Сейчас многие крупные международные ритейлеры, которые только планируют выходить в Россию, не рассматривают Петербург в качестве приоритетного рынка именно в силу плотности конкуренции, и в этом смысле данная федеральная инициатива безусловно полезна, хотя и не может решить всех проблем», - считает Роман Евстратов. Правда, каким образом это облегчит жизнь мелким предпринимателям (ведь закон разрабатывался ради них), совсем непонятно.
Темы публикации:Власть Ритейл Экономика
География:Россия
Комментарии