www.agropages.ru
AgroPages.Ru — это удобная информационная площадка для профессионалов агробизнеса.

Сегодня года.
Агропейджер
18.01.2021 13:50

Какой будет российская «зеленая» продукция

Создание «зеленого» бренда – давно назревшее решение. Правительством разработаны законы, по которым будут выращивать, маркировать и продавать экологически чистые продукты. Нужен ли России «зеленый» бренд? Какие требования будут к нему предъявлять?

Какой будет российская «зеленая» продукция

КАК И В ДРУГИХ СТРАНАХ, В РОССИИ БУДЕТ «ЗЕЛЕНЫЙ» БРЕНД

К теме экологической агропродукции правительство обратилось еще два года назад. С 2019 действует закон РФ «Об органической продукции». В конце декабря 2020 правительство одобрило еще один закон, согласно которому будет осуществляться такая же деятельность, но уже с так называемой «зеленой» продукцией или продукцией, обладающей улучшенными характеристиками.

«Зеленая» и органическая продукция – это понятия разные, хотя оба предполагают, что выращенные овощи будут натуральными и полезными для укрепления здоровья человека. Органика – это все, что выращено без применения химических веществ, то есть экологически абсолютно чистые продукты. «Зеленые» продукты выращивают с применением небольшого количества удобрений, хотя их количество все-таки должно быть минимальным.

Проект закона представила вице-премьер Виктория Абрамченко. Она сказала, что его принятие – решительный шаг для распространения среди граждан нашей страны качественного и здорового питания. Продукцией сельского хозяйства и продовольствием, обладающими улучшенными характеристиками, должно иметь возможность пользоваться все население, подчеркнула вице-премьер.

Сам термин «с/х продукция, сырье и продовольствие с улучшенными характеристиками» в закон введен в качестве аналога экологической маркировки, принятой в мире. Там уже давно пользуются термином, чтобы донести до потребителей информацию о том, что продукция имеет улучшенные свойства. Теперь и у нас в стране все продукты АПК, которые подпадают под категорию «зеленая продукция», будут выделены в отдельный сегмент.

По словам министра с/х Дмитрия Патрушева, эти продукты будут по качеству приближены к органическим, они не нанесут никакого вреда здоровью. При их производстве допускается применение удобрений самого высокого качества и класса, сказал он. При этом, если органика из-за высокой цены доступна не каждому, то «зеленые» продукты смогут покупать самые широкие слои населения.

МАРКИРОВКА И СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ «ЗЕЛЕНОГО БРЕНДА»

«Зеленую» продукцию начнут помечать особым знаком, поэтому люди смогут легко распознать ее на прилавках магазинов и купить. Для уверенности в том, что продукция с улучшенными характеристиками не нарушает принятых в стране стандартов, она будет сертифицироваться. Производители могут на добровольных началах присоединиться к сертификации, но только в этом случае их продукция получит маркировку «зеленой». Кроме того, прошедшие сертификацию производители смогут получать господдержку по федеральной программе развития АПК и по закону о развитии с/х.

Для того, чтобы сделать общедоступной всю информацию о производителях и о том, что конкретно они выращивают или производят, Минсельхоз РФ создает единый государственный реестр. «Зеленые» бренды будут защищены со стороны государства, а Росстандартом утверждены шесть национальных стандартов.

КАКИЕ ТРЕБОВАНИЯ БУДУТ ПРЕДЪЯВЛЯТЬСЯ К «ЗЕЛЕНОЙ» ПРОДУКЦИИ

Качество экологических продуктов должно быть выше обычных, поэтому закон будет жестко требовать соблюдения требований к экологическим параметрам. Так, например, запрещается при выращивании такой продукции использовать ГМО и ионизирующее излучение. Пестициды, которые применяют для обработки полей от вредителей, можно будет применять, но только в гораздо меньших количествах, чем обычно. Их уровень должен быть ниже, чем тот, что допускается другими странами-экспортерами агропродукции.

Повышаются требования к составу применяемых удобрений. Тяжелые металлы в составе удобрений попали под запрет закона. Как пояснила Виктория Абрамченко, у нас в стране и сейчас производимые фосфаты содержат меньше токсичных ингредиентов, чем предполагают нормы, по которым выпускаются удобрения в ЕС.

Закон о «зеленой» продукции ограничивает пищевые добавки, ферментные препараты, гормоны, антибиотики и стимуляторы роста при выращивании животных. Их применение будет в меньших объемах, чем сейчас допускают национальные стандарты. Что касается упаковки, то к ней тоже повышены требования – она должна быть биоразлагаемая или производиться по таким технологиям, что ее можно будет перерабатывать повторно.

«ЗЕЛЕНАЯ» АГРОПРОДУКЦИЯ НАЦЕЛЕНА НА МИРОВОЙ ЭКСПОРТ

При создании «зеленого» агросегмента, по словам Абрамченко, ставились две цели. Во-первых, доступность качественного питания для граждан страны. Российский потребитель должен иметь выбор, покупать ли ему обычные или экологически чистые продукты. А другая цель – выйти с конкурентными преимуществами «зеленых» продуктов на мировые рынки, закрепить в глазах иностранных покупателей имидж России как производителя агропродукции с улучшенными эксклюзивными свойствами.

В последние годы Россия все больше экспортирует сельхозпродукции, ощущая возрастающую конкуренцию на мировых рынках. Правительство рассчитывает, что создание национального «зеленого» бренда поможет продавать на экспорт больше с/х продукции, и при этом по более высоким ценам. «Зеленая» агропродукция в недалеком будущем сможет достичь 15% всего российского агроэкспорта, полагает вице-премьер.

По оценке главы Национального органического союза Олега Мироненко, рынок органической продукции сейчас составляет примерно 100 млрд евро в год и скоро достигнет 150 млрд евро. Многие страны имеют четкие стандарты по органике и регулируют эту отрасль законами.  Но вот по «зеленой» агропродукции нет единых мировых стандартов, а технологии производства разнятся в США, Германии или Китае.

Россия имеет огромное преимущество из-за своих природных возможностей, поэтому их надо использовать и наращивать производство экологически чистой продукции, говорил президент страны Владимир Путин, слова которого послужили толчком для принятия нового «зеленого» законодательства.

ЧТО ДУМАЮТ О МАРКИРОВКЕ ПОТРЕБИТЕЛИ

Потребители в нашей стране все больше внимания уделяют здоровому питанию и экологически чистой продукции. Однако они часто путаются в понятиях «био», «эко» и «органика». По данным соцопросов, 92% хотели бы, чтобы на продуктах была проставлена единая государственная маркировка. Покупатели считают, что фермерская продукция безусловно является органической или экологичной. Однако и фермеры могут применять химпрепараты на своих полях.

Согласно опросам, многие покупатели не доверяют надписям об экологической чистоте продукта на этикетках. Принятое «зеленое» законодательство предполагает, что если производитель нанесет специальную маркировку, свидетельствующую о том, что его продукция имеет улучшенные характеристики, не имея сертификата, то такие действия будут расцениваться как обман потребителей с соответствующим наказанием по закону.

Темы публикации:Экология
География:Россия
Комментарии