Кризис вновь поднял тему продуктовых карточек
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА ПОСТАВИЛА ВОПРОС О ВВЕДЕНИИ КАРТОЧЕК НА ПРОДОВОЛЬСТВИЕ
О том, что в стране нужно ввести продуктовые карточки для тех слоев населения, которые находятся на грани выживания и для наиболее пострадавших от Covid-19, прозвучало из уст Юлии Оглоблиной, главы комиссии развития агропромышленного комплекса Общественной палаты. Это предложение в настоящее время направлено на рассмотрение правительства РФ.
Внимание соответствующих ведомств к положению малоимущих привлек на ежегодной пресс-конференции президент страны Владимир Путин, который заявил о недопустимости повышения цен на сахар и подсолнечное масло. Мнение президента подстегнуло решение Общественной палаты, которая внесла предложение ввести продуктовые карточки или заняться организацией социального питания.
Правительство очень оперативно отреагировало на вопрос о ценах, поставленный президентом. Сразу же были установлены и заморожены на три месяца максимальные отпускные цены на сахар и подсолнечное масло. Однако по истечении этого срока цены снова войдут в свой жизненный цикл и начнут рост в соответствии с реалиями рынка.
ЧТО ЖЕ С ЦЕНАМИ НА ПРОДУКТЫ?
Ранее Владимир Путин отметил, что на продукты питания производители повысили цены для того, чтобы сравнять их с мировыми. Президент считает это недопустимым, так как данное повышение никак не связано с такими объективными факторами, как коронавирус или снижение курса рубля. Подорожание хлеба и макаронных изделий, сахара и подсолнечного масла вызывает вопросы, заявил президент, так как страна сама выращивает пшеницу, подсолнечник и сахарную свеклу, а не закупает у других стран.
Рост цен на базовые продукты разогнал инфляцию, по словам главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной. Она сообщила, что из-за подорожания сахара и масла инфляция выросла на 0,2 процентного пункта, а рост цен на зерно повысил ее на 0,3 процентного пункта. Чтобы стабилизировать цены, правительством были приняты меры: оно, помимо вышеуказанной заморозки цен на масло и сахар, ввело пошлину на вывоз зерна и подсолнечника, а также ввело экспортную квоту зерновых.
Набиуллина считает, что применять к ценам на продукты госрегулирование можно только на короткое время, так как в длительной перспективе будут очевидны негативные последствия. В частности, спрос и предложение окажутся в дисбалансе, который далее еще больше расширится, поскольку производители потеряют стимул производить продукты, что приведет к нехватке этих продуктов на рынке.
ПРОИЗВОДСТВО С/Х ПРОДУКЦИИ ПЕРЕЖИВАЕТ СПАД
Рост цен связан еще и с другим фактором. Объективно рынок продовольствия подвергся ударной волне из-за сокращения производства агропродукции. Минэкономразвития доложило о том, что динамика за январь-ноябрь 2020 оказалась отрицательной. Снизилось производство сахарной свеклы (-40,4%), подсолнечника (-13,6%), картофеля, других овощей, что сразу сказалось на пищевом производстве.
Куриных яиц в ноябре произведено на 2,7% меньше чем в октябре. Хотя зерновых, мяса и молока получено больше прошлогоднего уровня, все же в ноябре падение производства с/х продукции оказалось на уровне -2,1%. Молока произведено на 2,2% больше прошлогоднего уровня, но за месяц показатель упал на 9,8%.
ВРЕМЯ ВВОДИТЬ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ КАРТОЧКИ?
Меры, которые предприняло государство для стабилизации цен, эксперты считают недостаточными. Сейчас целесообразнее ввести адресную помощь, которая выражается во введении карточек на продовольствие. Талоны или карточки на базовые продукты – хлеб, сахар, масло будут стимулировать спрос, при этом для государства это обойдется намного дешевле, чем другие меры, например, поддержка безработных, считает глава Agrozan Commodities (Россия) Сабина Содикова.
Тема карточек регулярно поднимается, когда в экономике страны начинается спад. Говорить об этом начали еще с 1992 года. В апреле нынешнего года предлагалось ввести карточки на продукты как временную антиковидную меру, при этом в месяц на одного человека предложили выделить 10 тыс. рублей, а льготников при этом в стране насчитывалось до 10 млн. Государство на эту меру не пошло.
Эксперты считают, то и теперешняя инициатива не получит поддержки и не будет реализована. Правительство полагает целесообразным поддерживать производство, но не спрос. Глава Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев говорит, что если двадцати миллионам россиян с небольшими доходами предоставить помощь всего лишь до 1,5 тысяч рублей ежемесячно, этого было бы достаточно для поддержания потребительского спроса и стимулировало бы производителей агропродукции. Однако в России дотируют не потребление, а производство, считает эксперт.
ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ КАРТОЧКИ
Россияне крайне негативно относятся к самому понятию «продовольственные карточки», так как это ассоциируется с нищетой и разрухой периода распада СССР. Тогда продовольственные талоны на мясо, сахар, масло, водку были распределительного типа и ограничивали объем покупок. Между тем карточки, которые могли бы быть введены сейчас, это совсем не то, что применялось в эпоху тотального дефицита, объясняет Евгения Серова, руководитель Института аграрных исследований ВШЭ. Сейчас талоны будут иметь другую функцию – это будет не ограничение, а наоборот, расширение спроса. Кроме того, они окажут помощь малообеспеченным гражданам страны.
В США, например, такая система SNAP работает уже скоро сто лет. Федеральная программа ежемесячно выделяет дотации малоимущим, которые те могут потратить на еду. Деньги перечисляют на банковскую карту в объеме 1041 доллар на человека. Всего за 2018 год это пособие получили 40 млн американцев, затраты составили 57,1 млрд долларов.
В России еще в 2015 году намеревались ввести продуктовые карточки для тех, у кого доход не позволяет покупать продукты в достаточном количестве. Однако в бюджете на этот проект не нашлось средств, и его заморозили. Когда пришел ковид, а люди потеряли часть доходов, вновь встал вопрос о карточках на продовольствие. Инициировали его представители союзов производителей агропродукции. И снова правительство от этой идеи отказалось.
Карточки, а вернее, потребительские сертификаты, должны были стать денежным эквивалентом. По ним можно было бы приобрести товары только российских компаний, тем самым способствуя их развитию. Для покупок использовалась бы отечественная карта МИР. Товары приобретались бы в торговых сетях с низкими ценами.
Адресная продовольственная помощь в России назрела давно. Ее введение нельзя считать признаком экономического упадка – наоборот, она будет способствовать появлению новых производств, рабочих мест, росту налогов. Программа позволит обеспечить население базовым продовольствием, а для АПК будет означать рост производства и реализации продукции.