www.agropages.ru
AgroPages.Ru — это удобная информационная площадка для профессионалов агробизнеса.

Сегодня года.
Агропейджер
16.11.2020 14:45

Рынок пива «добьют» маркировкой

Пивоваренная отрасль переживает кризис: упали продажи в барах и магазинах, а власти все сильнее ограничивают продажу пива. Ожидается введение маркировки пивной продукции. Что это даст государству и производителям? Стоит ли внедрять маркировку в отрасль?

ИНИЦИАТИВЫ МИНИСТЕРСТВ

О грядущих изменениях, которые ожидают пивную отрасль, заявили в сентябре два министерства. Глава Минпромторга Денис Мантуров считает необходимым начать цифровую маркировку всей алкогольной продукции, а начать предлагает с пива и пивных напитков. Минфин в лице его главы Антона Силуанова собирается внедрить в розничную торговлю пивом единую информационную систему ЕГАИС, а маркировку продукции совместить с этой системой учета. Эксперимент по маркировке пивной продукции стартует с апреля 2021 и завершится в феврале 2022 года. Идентифицировать будут не только пиво, но и сидр, пуаре и медовуху.

Эти меры, считают в правительстве, позволят навести порядок на рынке пива и сделать его прозрачным. А потребитель получит гарантированную защиту от фальсифицированной некачественной продукции. По словам Дениса Мантурова, алкоголь чаще всего подделывается, хотя пока он не подлежит маркировке. Стоит провести эксперимент, начиная с пива, а далее распространить опыт и на другие виды алкоголя, считает министр.

Сейчас маркируется 12 групп товаров легкой промышленности (изделия из меха, обувь, лекарства и табак). За ними последует обязательная маркировка парфюмерии, автомобильных шин и фото принадлежностей. Начиная с 2021 года, в список войдут другие товары легпрома и молоко.

Мантуров приводит пример, когда маркировка позволила оценить весь объем рынка обуви в стране, а значит, сделать его чистым и прозрачным. Если ранее он оценивался в 400 млн. пар, то после принятия обязательной маркировки обувной продукции продавцы вынуждены были выйти из тени, и выяснилось, что с января 2020 на рынке присутствует 1,3 млрд. пар обуви. То есть, рынок оказался в три раза больше предполагаемого. Теперь известно точное количество как производителей, так и импортеров, включая работавших ранее без лицензии.

Министру промышленности и торговли вторит премьер Михаил Мишустин, рассказав про рынок шуб из меха. Его правительство оценивало в 6 млрд. рублей, опираясь на расчеты маркетологов, говорит он. Однако после внедрения маркировки меховых изделий выяснилось, что за год объем рынка составил 60 млрд. рублей, или больше в десять раз. Таким образом, министерства уже оценили, что в экономическом и социальном плане от маркировки алкоголя будет получен существенный эффект.

ПИВОВАРЫ ПРОТИВ

Производители хмельного напитка привели веские доводы, почему они считают обязательную маркировку пивоваренной продукции излишней и наносящей ущерб отрасли.

Свое слово против сказала российская Ассоциация производителей пива, куда вошли три крупнейших пивовара страны – компании Heineken, AB InBev Efes и «Балтика». Производители приводят следующие аргументы. Во-первых, эта мера вводится для борьбы с фальсификатом. Но дело в том, утверждают они, что пивоваренная отрасль не имеет фальсифицированной продукции или контрафакта. Пиво – это такой продукт, который просто нельзя подделать.

Маркировать стоит крепкую алкогольную продукцию, где эти факты имеют место. Для пивоварения характерны случаи безакцизного производства – вот этот вопрос и надо решать, но только не с помощью маркировки, считает топ-менеджер «Балтики» Ирина Федорова.

Кирилл Болматов (Heineken Russia) полагает, что пивная отрасль отличается законопослушностью и дисциплиной. Правда, встречаются факты ухода от налогов, но лишь в части разливного пива. Его-то как раз маркировать не планируют, говорит один из руководителей российского сегмента пивного концерна.

Представитель третьего крупнейшего пивоваренного производства AB InBev Efes Ораз Дурдыев считает, что маркировка пива экономически не обоснована и избыточна. Учет в пивоварении производится посредством системы ЕГАИС, также есть счетчики на заводах. Поэтому маркировка станет еще одним акцизом, говорит специалист.

МАРКИРОВКА НАНЕСЕТ СУЩЕСТВЕННЫЙ УРОН ОТРАСЛИ

Пивовары говорят, что этот эксперимент окажет негативное воздействие на производителей, которые работают честно. Они будут вынуждены за свой счет производить маркирование продукции, что приведет к подорожанию продукта и снижению конкуренции.

Хотя Минпромторг заявил, что маркировка не повысит цены на пиво для потребителя больше размера инфляции, это остается спорным. Заводам нужно будет модернизировать линии, устанавливать дополнительное оборудование для маркировки. Глава АПП Андрей Губка считает, что затраты могут исчисляться сотнями миллионов долларов во всей отрасли. Только одна производственная линия потребует вложения от 300 тыс. до 1 млн. долларов. В стране работает более тысячи заводов-пивоварен, и каждый имеет несколько линий розлива, говорит Губка.

Все это не может не сказаться на цене для потребителя. Производитель будет вынужден включить эти издержки в себестоимость продукции, а мелкие компании или уйдут в серую зону, или закроются, считает пивовар.

ТОРГОВЛЯ ПИВОМ И ЕГО ПОТРЕБЛЕНИЕ ВСЕ ЖЕСТЧЕ РЕГУЛИРУЮТСЯ ГОСУДАРСТВОМ

Из всего алкоголя, которое за год выпивается в России, 80% или 8 млрд. литров приходится на пиво и пивные напитки. Для сравнения, крепкий алкоголь потребляется в количестве 1,2 млрд. литров, а вино – 1,15 млрд. литров в год, говорит глава аналитического центра ЦИФРА Вадим Дробиз. Он считает, что маркировка не выведет все пивное производство на легальный уровень, а лишь сделает все регулирование единообразным.

Нелегальный рынок, по словам аналитика, расцвел после того, как государство повысило цену на акцизную марку с 1,5 до 12 руб., а сейчас ее стоимость – 22 рубля. Одновременно с повышением акциза, говорит Дробиз, запретили с 2012 года торговать пивом на остановках транспорта и в киосках, поэтому пивные ларьки ушли в тень и продают пиво нелегально.

С мая нынешнего года заработал «закон о наливайках», который запрещает реализовывать разливное пиво в точках, расположенных в жилых домах. Также нельзя торговать пивом в барах и заведениях, площадь которых меньше определенного норматива. В Подмосковье это 20 метров, Санкт-Петербург определил площадь баров в 50 метров. Это вызвало бурю негодования у потребителей, ведь в городе на Неве множество маленьких уютных и элегантных заведений, которые подпали под запрет.

Другое ограничение касается пивной тары. С 2017 года запрещено продавать пиво в ПЭТ-бутылках более 1,5 литров. А сейчас готовится законопроект, по которому нельзя будет реализовывать пиво в пластиковой таре более полулитра. Законодатели объяснили такой подход тем, что большие объемы тары способствуют алкоголизации россиян. Более 70% населения страны употребляет пиво, включая молодежь. Кроме того, пластик вредно сказывается на самом продукте, растворяясь в спирте и нанося вред здоровью.

Если закон будет принят, пивоварам придется вновь повышать цены на свою продукцию, так как стеклянная тара значительно дороже. К тому же повышаются затраты на логистику из-за большего веса стеклянной бутылки. Издержки, как правило, ложатся на конечного потребителя, который ощутит всю тяжесть новшеств на своем кошельке.

Темы публикации:Пиво
География:Россия
Комментарии