www.agropages.ru
AgroPages.Ru — это удобная информационная площадка для профессионалов агробизнеса.

Сегодня года.
Агропейджер
01.06.2020 10:07

Маркировка молочной продукции: ввести нельзя отсрочить

Эксперимент по маркировке молочной продукции продолжается. Этот процесс идет с трудом, столкнувшись с такими препятствиями, как девальвация рубля и карантинные меры из-за коронавируса. Сроки внедрения маркировки вновь отложены.

ВНЕДРЕНИЕ МАРКИРОВКИ НЕЦЕЛЕСООБРАЗНО, СЧИТАЕТ ГЛАВА СОЮЗМОЛОКА

Вокруг темы маркировки молочной продукции продолжают ломаться копья. Министерство с/х России провело совещание по вопросу принятия методики введения маркировки, оценки ее целесообразности и определения способов совершенствования. Методику разработал Минпромторг РФ, который тоже присутствовал на совещании, основными участниками которого стали представители Союзмолока во главе с его гендиректором Артемом Беловым, а также представители отраслевых ассоциаций.

О самой методике генеральный директор Союзмолока сказал, что этот документ необходимо подвергнуть процедуре общественного обсуждения, при этом нужно сопоставить доходы с расходами, которые понесут как государство, так и молочный бизнес. Надо тщательно просчитать те выгоды, которые, как ожидается, будут получены от пресечения незаконного оборота молочной продукции при помощи внедренной маркировки.

На заседании, где рассматривались первые итоги эксперимента по маркировке средствами идентификации, Артем Белов сказал, что только лишь семь компаний на данный момент утвердили план-график этого эксперимента. Причиной неудачного хода включения предприятий в процесс стала эпидемия коронавируса. Производители молочной продукции говорят, что сейчас на предприятиях нельзя проводить мероприятия эксперимента по маркировке на продукцию. Такое отступление от карантинных мер на предприятиях пищевого направления бизнесмены считают необоснованным и недопустимым.

Артем Белов пояснил, что на производства агрокомплекса не допускаются посторонние лица, риск заражения Covid-19 рассматривается со всей серьезностью. Нельзя не считаться с угрозами для здоровья и жизни работников, а также риском остановки молочных предприятий. Острой необходимости допускать посторонних лиц на пищевые предприятия сегодня нет, подчеркнул глава молочного союза.

Представители молочных производителей предложили протестировать различные бизнес-процедуры, согласующиеся с маркировкой. Это складские операции учета и хранения продукции, тестирование вместимости специального транспорта для перевозки, комплектование заказов, логистические операции по доставке продукции в розничные торговые точки, учитывая увеличение времени приемки из-за маркировки. Эти бизнес-процессы должны быть протестированы с учетом интеграции маркировки и системы отслеживания сырья «Меркурий». Кроме того, необходимо четко определить критерии оценки, оценить издержки и затраты предприятий, внедряющих у себя эти системы.

На совещании прозвучало четкое мнение Союза молокопромышленников о том, что на данный момент внедрение маркировки нецелесообразно. Во-первых, уже существует система отслеживания сырья от фермы до предприятия. Во-вторых, в отрасли очень мала доля контрафактной продукции (меньше 0,01%), тогда как систему маркировки обосновали именно этим фактором. Далее, как сообщил представитель Союзмолока, затраты на внедрение будут несоразмерно большими и составят 61,3 млрд рублей. Увеличение затрат приведет к росту себестоимости молочной продукции на 3-4%, что уменьшит ее доступность на прилавках.

Отрасль серьезно пострадала из-за девальвации и пандемии, причем последствия этих стрессовых факторов имеют отложенный характер и проявят себя со всей силой к 2021 году. Если дополнительно ввести маркировку, то предприятия не смогут восстановить свой потенциал, многие из них покинут рынок, считает глава Союзмолока. А ведь молочная отрасль играет большую роль на рынке труда – она обеспечивает работой 1,4 млн. или 2% всех занятых россиян.

СРОКИ МАРКИРОВКИ ПРОДЛИЛИ, И ЭТО ОБОДРЯЕТ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

По распоряжению премьера Михаила Мишустина, сроки введения маркировки перенесены на конец декабря 2021 года. Маркировка не так уж необходима, полагает Артем Белов, так как она практически дублирует уже введенный «Меркурий». Продление сроков глава Союзмолока расценивает как положительный момент, так как сейчас состояние готовности отрасли не позволяет внедрить систему в полной мере.

То, что эксперимент продлен, решение совершенно правильное, считает Дмитрий Матвеев, президент компаний «Кабош». Мы находимся в неопределенной ситуации и не можем предсказать, что будет через месяц. Маркировка ляжет дополнительной денежной нагрузкой на молочные предприятия. Отсрочка – позитивная новость, ведь предприятия не будут нести дополнительных затрат. К тому же, считает Матвеев, это время можно потратить на тщательный анализ и подготовку к введению маркировки.

ЗАЧЕМ ВВОДИТЬ ЕЩЕ ОДНУ СИСТЕМУ МАРКИРОВКИ, ВЕДЬ ЕСТЬ «МЕРКУРИЙ»?

Руководитель компании «Умалат» Алексей Мартыненко полагает, что уровень фальсификата можно снизить, подыскав другой способ борьбы, более простой и эффективный. Проблемы всегда остаются у честных производителей, а фальсификаторы находят лазейки, говорит Мартыненко. Если добавить производителям расходы на маркировку, то это ляжет на них дополнительным бременем.

Зачем нужна еще и маркировка, раз уже работает система «Меркурий», задает вопрос президент группы «Кабош» Дмитрий Матвеев. Мы внедрили на наших предприятиях «Меркурий» и считаем правильным отслеживать молоко от фермерского хозяйства до супермаркета, говорит он. И «Меркурий» хорошо решает эти задачи. А вот маркировка, требующая вложений, в конце-концов обязательно отразится на стоимости конечного продукта. Рынок ждет повышение цены на 5%, говорит Матвеев.

ЗАТРАТЫ НА МАРКИРОВКУ ДЛЯ МНОГИХ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕПОДЪЕМНЫ

Как оказалось, и крупные, и мелкие молочные производства не готовы к переменам, которые уготовило им правительство, обязав наносить на свою продукцию маркировку. Безболезненно внедрить систему крайне трудно, поэтому сроки ввода обязательного маркирования постоянно переносятся.

Производители упаковки не собираются наносить маркировку, сетует представитель ПК «Серышевский» Амурской области Константин Киселев. Значит, это мы будем делать сами. Комплект оборудования на каждую производственную линию обойдется в 1,5 млн. рублей, а на восемь аппаратов нам потребуется 12 млн. рублей. Это огромная сумма, а кроме того, еще нужно купить программы, плюс расходы на обслуживание, амортизацию оборудования, наем новых работников.

Жалуются на непомерные расходы на маркировку и другие предприятия, говорит чиновник министерства с/х Елена Романова. Они не в состоянии нести затраты, некоторые предприятия закроются по этой причине. Кому-то придется пустить животных под нож, а мясо сдать за бесценок.

Производители говорят, что раз маркировку инициировало правительство, то оно могло бы взять на себя финансовую поддержку бизнеса. Однако, пока никаких компенсаций на закупку оборудования правительство не рассматривает.

Темы публикации:Молоко
Персоны:Артем Белов
Организации:Союзмолоко
География:Россия
Комментарии