www.agropages.ru
AgroPages.Ru — это удобная информационная площадка для профессионалов агробизнеса.

Сегодня года.
Агропейджер
13.04.2020 13:11

Программа по стимулированию производителей с/х техники обновится в конце апреля

С января 2020 федеральная программа по поддержке с/х машиностроения перешла под контроль Минпромторга. Как правительство решает задачи по ускоренному перевооружению хозяйств современной техникой? Достаточно ли принятых мер?

ПРАВИТЕЛЬСТВО КОЛЕБЛЕТСЯ: КОГО ПОДДЕРЖИВАТЬ – ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ С/Х ТЕХНИКИ ИЛИ ЛИЗИНГОДАТЕЛЕЙ

Парк с/х техники отечественные аграрии обновляют главным образом за счет лизинга, но в Европе доля продаж в лизинг сельхозтехники достигает 80%, у нас всего 30-40%.

В декабре прошлого года Минпромторг принял на вооружение программу единого льготного лизинга, но уже в феврале 2020 министерство отказалось от этой практики и решило поддерживать отрасли по отдельности. Программы лизинга предназначены для производителей газомоторной техники, колесного транспорта и специальной техники, а также сельхозтехники. Считалось, что инструменты поддержки предприятий, которые косвенно способствуют промышленному росту (кредиты, лизинг), будут обеспечивать здоровую конкуренцию между производителями, тогда как прямая поддержка производителей транспорта и техники этого обеспечить не может.

ПЕРЕЗАПУСК СТАРОЙ ПРОГРАММЫ СУБСИДИРОВАНИЯ 2019 ГОДА

До последнего времени шли споры и волнения по вопросу отмены ЕЛС (единой лизинговой субсидии). Новое правительство Мишустина возобновляет проект льготного лизинга техники, которое действовало до принятия единой лизинговой субсидии. Условия лизинга будут теми же, что действовали до 2019 года. 10% субсидий будут предоставлены для всей РФ, кроме отдельных регионов, для которых предусмотрены 15% компенсаций. Кроме того, в приоритетном порядке будут возмещены скидки за 2018 год.

Все изменения были задуманы для упрощения процедур и улучшения ситуации с лизингом техники в России. Спрос на продукцию отечественных производителей должен увеличиться, для чего и призваны были новые меры стимулирования. Новые правила утвердили в самом конце 2019 года, а опубликованы они после новогодних праздников. Весь первый квартал вопрос оставался нерешенным. И вот наконец в начале второго квартала, в апреле 2020 года, дело сдвинулось с мертвой точки.

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЪЯВИЛО О ПРИНЯТОМ РЕШЕНИИ

Новый глава Кабинета Министров Михаил Мишустин в ответ на вопросы от фракции КПРФ на заседании Госдумы объявил, что Правительство готово принять решение, и постановление о субсидировании сельхозтехники появится уже в конце апреля. Этот документ множество раз дорабатывался и обновлялся, сказал Мишустин, но, наконец, он практически готов и будет опубликован до конца месяца.

Причина задержки новой редакции Постановления № 1432 на полгода объясняется тем, что возможность распоряжаться бюджетом в целях субсидирования передана Минпромторгу вместо ранее осуществлявшего эту задачу Минсельхоза. Передача полномочий и вызвала такую долгосрочную задержку в принятии ожидаемого аграриями документа.

Премьер-министр подчеркнул, что Постановление № 1432 действует с 2013 года и является очень важным, так как оно определяет, в каких размерах будут выделяться субсидии и какими должны быть условия для их получения. Документ знают и ждут все: и аграрии, которые покупают сельхозтехнику со скидкой, и производители этой техники. В 2019 году 65 предприятий РФ получили прямые субсидии. На нынешний 2020 год из федерального бюджета будет выделено 13 млрд рублей для этих целей, сказал Мишустин.

Проект документа, кроме того, будет определять условия, по которым скидку смогут получить приобретатели сельхозмашин из регионов Сибирь, Дальний Восток, Калининградская область и Крым. Эти регионы получат скидку на покупку в 15%, но для этого должны будут подтвердить затраты на транспортировку закупленных с/х машин.

ЯСНОСТИ ПО СУБСИДИРОВАНИЮ ПОКА НЕТ

Несмотря на заявление Мишустина о скором правовом регламентировании субсидирования, рынок находится в состоянии неопределенности. Производители с/х техники и покупатели не вполне понимают, чего ждать. Производители могут продавать машины и технику в основном благодаря федеральным субсидиям. Как только Минпромторг начинает субсидировать производителей, сразу оживают продажи техники у лизинговых компаний. И как только годовые лимиты подходят к концу, а происходит это в течение первых двух месяцев, так наблюдается резкий спад продаж.

Чтобы сохранить спрос, компания «Ростсельмаш», крупный с/х машиностроитель, до 1 апреля сохранила все преференции, которые она предоставляла при покупке своей продукции. Трактора продавались по ценам 2019 года, при этом предоставлялась скидка до 20% согласно Федеральной программе «1432». Аграрии благодаря этому имели возможность сохранить в своих бюджетах до 2,5 млн рублей на каждом купленном тракторе.

ПРАВИЛА, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ДЛЯ ЕДИНОГО ЛИЗИНГОВОГО СУБСИДИРОВАНИЯ

Правительство планировало начать применять систему конкуренции для допуска к госпрограмме. Специальная комиссия отбирает тех, кому оказывать поддержку, рассматривая показатели путем ранжирования. Коэффициент ранжирования лизинговые компании должны рассчитывать самостоятельно. Это отношение прогнозов продаж на будущий год и размера запрашиваемых субсидий. Чем коэффициент окажется больше, тем более повышается ранг и возрастает возможность получить субсидии. Те компании, чей ранг окажется ниже, остаются без поддержки на текущий год, но у них сохраняется возможность финансирования в следующем финансовом году. Компенсационные суммы из бюджета должны будут выделяться два раза в год. За невыполнение своих плановых показателей компании ожидает штраф на сумму излишней субсидии, умноженной на коэффициент – 2-х или 3-х кратную ключевую ставку ЦБ России.

Лизинговые компании видят риски для себя при вступлении в финансовые отношения с государством, а некоторые вынуждены будут отказаться от участия в госпрограмме. Они не равны в возможностях. Более крупные могут захватить до 30% процентов каждая от всего объема субсидий, мелкие же могут остаться без поддержки из-за расхода лимита.

ЛИЗИНГОВАЯ СУБСИДИЯ И ПРЯМАЯ ПОДДЕРЖКА ДОЛЖНЫ СТИМУЛИРОВАТЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

По словам Владимира Гутенева, вице-президента Союза машиностроителей России, благодаря программе субсидирования отечественные производители получили импульс развития и нарастили долю присутствия на внутреннем рынке с 24 до 60%. У аграриев появилась возможность пополнить парк с/х техники, воспользовавшись которой, они купили со скидкой более 71 тыс. машин.

Программа субсидирования лизинга самый большой объем господдержки направит для лизинга автопрома и ж/д машиностроения – 80% всего объема бюджета, общий объем которого на 2020 год составит 7,8 млрд рублей. На субсидирование сельхозтехники будет выделено 10,2% или менее 1 млрд рублей на 2020 год.

Чтобы получить стабильный рост и динамичное развитие отрасли с/х машиностроения, необходима системная и предсказуемая поддержка государства, считает Владимир Гутенев. Для этого, помимо сохранения уже действующих мер и увеличения финансирования отрасли, нужно вводить и другие инструменты поддержки производителей агротехники.

Темы публикации:Техника
География:Россия
Комментарии