www.agropages.ru
AgroPages.Ru — это удобная информационная площадка для профессионалов агробизнеса.

Сегодня года.
Агропейджер
24.03.2020 06:54

Эпидемия коронавируса меняет рынок продуктов

С развитием эпидемии коронавируса во всем мире увеличились продажи продуктов, причем отмечается резкий рост онлайн продаж. Люди опасаются за свое будущее и хотят создать продуктовые запасы. Способен ли коронавирус повлиять на продуктовый рынок?

КАКИЕ ПРОДУКТЫ СКУПАЮТ ЛЮДИ И ЗАЧЕМ

Информационно-новостной портал РИАМО провел исследование и выяснил, что покупают жители Москвы и области в эти дни в крупных продуктовых гипермаркетах. Выяснилось, что в первую очередь с прилавков, помимо средств гигиены, «улетают» крупы и консервы, подсолнечное масло, мясные продукты и хлеб. Особенно ажиотаж коснулся гречневой крупы. Исчезли с прилавков дешевая водка и ром. Берут питьевую воду большими упаковками, чай и кофе в крупной расфасовке. Опустели также полки с хлебом и дешевым мясом.

Опрошенные сотрудники торговой точки удивляются, почему такой нездоровый спрос, ведь товаров на складе много, они не успевают выкладывать. Но люди руководствуются своими соображениями: кто-то боится, что в дальнейшем продукты и вовсе исчезнут, кто-то хочет иметь под рукой тревожный чемоданчик на случай изоляции, а кто-то просто зашел отовариться на неделю и поддался общему настроению.

Если россияне в основном скупают продукты длительного хранения, то в Европе, США и Канаде жители загружают тележки вообще всем: в больших количествах скупаются супы и лапша быстрого приготовления, майонез, хлопья и хлебцы, киви и бананы, лук, перец, мясо и курица, томатная паста и соусы, замороженные бобы и зелень. Входит в этот перечень и детское питание, корма для кошек и собак, алкоголь и сладости.

ПРИЧИН ДЛЯ ПАНИКИ НЕТ, ЗАЯВЛЯЕТ ВЛАСТЬ

Зам. председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Андрей Климов в интервью «Парламентской газете» заверил, что причин для паники на рынке продовольствия нет, и скупать в магазинах еду не стоит. Россия сейчас достигла полной продовольственной безопасности, заявил он.

Страна в состоянии сама производить все необходимые товары и в нужном количестве. Причем, даже если производство продуктов будет полностью остановлено по какой-то причине, то накопленных запасов будет достаточно, чтобы обеспечить население продовольствием на несколько месяцев. При этом отрасль пока не останавливается, а продолжает работать в прежнем ритме.

Сенатор посоветовал людям сдерживать эмоции и не следовать панике, а стараться мыслить рационально. Ведь если сопоставить цифры по заболевшим в разных странах, то окажется, что мы находимся в достаточно выигрышном положении.

ПОЛКИ ПУСТЕЮТ ИЗ-ЗА ЛОГИСТИКИ, А НЕ ДЕФИЦИТА ТОВАРОВ

Пресс-секретарь АКОРТ Илья Власенко объяснил, почему в магазинах можно видеть опустевшие полки. Это связано с проблемами логистики, но никак не с товарным дефицитом. Если нужного товара не оказалось на полке, не стоит переживать – логистические схемы срочно перестраиваются, а товар, скорее всего, уже в пути или на складе.

Даже если не пополнять запасы товаров в российских магазинах, то их хватит на два месяца. Торговые сети в увеличенном объеме закупают товары повышенного на данный момент спроса – крупы, макароны, дезинфицирующие средства и туалетную бумагу.

КАК ГОСУДАРСТВО ОТРЕАГИРОВАЛО НА ПУСТЫЕ ПОЛКИ

На заседании Правительства премьер Михаил Мишустин заявил о всесторонней поддержке населения страны в условиях эпидемии. Уже введенные ограничения власть готова усилить еще больше, сказал премьер. Приведена в готовность медицина, а пострадавшие отрасли экономики получат финансовую поддержку.

Во многих странах Европы возник ажиотаж на продукты, сказал Мишустин. У нас продуктов достаточно, и правительство сделает все возможное, чтобы свежие хлеб, молоко и мясо были доступны людям, а полки в магазинах были всегда заполнены.

Правительство выделило из бюджета резерв в 300 млрд. рублей для стабилизации ситуации, и в первую очередь средства будут направлены на снабжение населения товарами первой необходимости.

Правительство отменило таможенные ограничения на ввоз товаров для населения, вводится нулевая ставка пошлины на ряд товаров. Зеленый коридор будет открыт для импортеров и крупных торговых сетей.

Будет оказана поддержка и малому бизнесу. Так, на три месяца вводят отсрочку по страховым взносам, перенесут сроки арендных платежей, введут мораторий на проверки малого и среднего бизнеса. Расширяются программы льготного кредитования. В условиях кризиса правительство пытается поддержать на плаву тонущий малый бизнес, и здесь открываются перспектива стабильности, а возможно, даже роста для предприятий, которые производят продукты питания.

БУДУЩЕЕ ПОСЛЕ КОРОНАВИРУСА: ТОРГОВЛЯ ОНЛАЙН СТАНЕТ ОСНОВОЙ РЫНКА ПРОДУКТОВ

Максим Авербух, директор Института прогнозирования конъюнктуры сырьевого рынка, в своей статье для «Новой газеты» дал прогноз, что ждет мировую экономику после пандемии и, в частности, предположил, как изменится рынок продуктов питания и розничная торговля. Нас ждет новая реальность, в которой сильный спад настигнет продажи товаров длительного пользования.

Что касается продаж продуктов питания, то объемы не упадут, но изменится процесс – нас ожидает роботизация торговли. Появятся полностью автоматизированные торговые точки, где не будет человеческого персонала. Кроме того, большую долю в рознице заберет торговля онлайн.

Ускоренными темпами продолжится роботизация доставки продуктов от склада до дверей покупателя. В целом, отмечает Авербух, произойдет смена технологий общения и управления на бесконтактный способ, все будет происходить онлайн или даже при помощи вживляемых чипов. Группы будут общаться в режиме конференции, находясь друг от друга далеко, а офисные клерки и студенты будут работать и обучаться дистанционно, на дому.

ЧТО В РЕАЛЬНОСТИ: ПОКУПКИ В МАГАЗИНЕ ПРОТИВ ОНЛАЙН-ПРОДАЖ

Проведем небольшое исследование. При попытке купить гречневую крупу на сайте сети магазинов «Лента» в Москве ее не оказалось в наличии. В «Утконосе» (доставка по Москве и области) гречка «Мистраль» 900 г в наличии по цене 98 руб. Минимальная сумма доставки – 3000 рублей, доставка бесплатна. Из продуктомата можно забрать заказ минимум на 1000 рублей, доставка также бесплатна.

Сервис доставки «Сбермаркет» доставит любые продукты, ту же гречку «Мистраль» из магазинов на выбор – «Лента», «Метро», «Ашан» за два часа, и доставка будет стоить всего 156 руб. Из магазинов «Азбука вкуса» и «ВкусВилл» доставят за 30 минут. Цена продуктов та же, что и в магазинах.

Если коронавирус, который оказал такое глобальное влияние на экономику и на жизнь в целом, способен изменить наш мир, то эти изменения несомненно коснутся и продуктового рынка, который будет развиваться в сторону онлайн продаж, как это и происходит уже сейчас на наших глазах.

Темы публикации:Общество
География:Россия
Комментарии