www.agropages.ru
AgroPages.Ru — это удобная информационная площадка для профессионалов агробизнеса.

Сегодня года.
Агропейджер
10.03.2020 07:38

Российская органика «присматривается» к Европе

Европейский Союз готов закупать российскую органическую продукцию, но готова ли Россия ее производить? Что изменилось за последние месяцы и ждет ли российскую органическую отрасль стремительный взлет?

органическая продукция

ЕВРОПЕЙЦЫ ПЕРЕХОДЯТ НА ОРГАНИЧЕСКИЕ ПРОДУКТЫ

Мировой рынок органики развивается быстрыми темпами. Ведущую позицию по потреблению занимают США – это 43% всего мирового рынка. Далее идут Германия с 11%, Франция с 9%, Китай с 8%, Канада с 3%.

Но именно страны Евросоюза – лидеры по потреблению продуктов органического происхождения на душу населения. Многие жители Европы предпочитают иметь в своем рационе «живые» продукты и готовы дорого платить за здоровое питание. Такие же продукты, произведенные по традиционным технологиям, на 30-40% дешевле органических.

КАК ОБСТОЯТ ДЕЛА В РОССИИ

В нашей стране спрос на эко продукцию опережает общемировой и достигает 23%. Но органика занимает всего лишь 0,1% от всего продовольственного рынка. По оценке SBS Consulting, только 1% наших граждан покупают органические овощи и фрукты в магазинах.

В России немногие могут позволить себе эко продукты, настолько взвинчены цены. Из-за огромного спроса и очень маленького предложения вся цепочка – производители, импортеры, торговые сети накручивают наценку на товар, доводя ее до 300%.

В дальнейшем по мере того, как рынок окрепнет, производство продукции увеличится, а себестоимость снизится, добавленная стоимость будет снижаться и достигнет уровня других стран – 15-50%, а доля покупающих органические продукты россиян, наоборот, возрастет.

СКОЛЬКО ИМПОРТИРУЕТ ЕВРОСОЮЗ?

В 2018 году (данные Евростата) ЕС импортировал органической с/х продукции всего 3,3 млн. т. 12,7% от общего количества было ввезено из Китая, который является крупнейшим поставщиком органики в ЕС. Украина, Турция и Доминиканская Республика заняли по 8% импорта. Казахстан занимает 1,5% рынка, а доля России, Чили и Таиланда – по 1%.

Больше всего Евросоюз ввозит оливкового масла, его доля составляет 20,7%. На втором месте – мука (15,2%), на сахар приходится 11%, рис занимает 10,9%, доля специй и орехов составила 9%.

Самый крупный поставщик в ЕС среди стран Европы –Украина, она импортирует главным образом пшеницу и зерновые культуры, доля которых в общем импорте составляет 70%.

В России спросом у европейских покупателей пользуются прошедшие сертификацию органическая пшеница, кукуруза, гречиха, просо, ячмень, рожь, бобовые, рапс, горох, жмых подсолнечника. Интересуют закупщиков семена сои, люцерны, зерновых.

СПРОС ЕСТЬ, А ГДЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ?

Спрос на продукцию органического происхождения высок и в дальнейшем будет только увеличиваться. Ожидается, что мировой рынок органики удвоится и достигнет 211,3 млрд. долларов к 2024 году (в 2019 году – 122,8 млрд. долларов или 90 млрд. евро).

Союз органического земледелия (СОЗ) регулярно получает заказы от международных трейдеров на поставки сертифицированной органики от стран ЕС – Германии, Франции, Италии и Нидерландов. Однако выполнить заказы Россия сейчас не в состоянии. У нее просто нет достаточного количества сельхозпродукции, сертифицированной как органическая.

Заказчики настроены сотрудничать на долгосрочной основе, готовы лично приезжать в хозяйства и помогать в получении сертификата. Интерес к развивающемуся рынку огромный, и Россия может получить здесь выгоду. К примеру, Украина за последние три года в три раза подняла цены на свое органическое зерно, и трейдеры покупают по их цене, поскольку дефицит органики в мире диктует цены. Россия с аналогичным товаром на рынке создаст конкуренцию.

Всего в мире насчитывается 2,9 млн. производителей органики, в Европе их 420 тыс., причем количество возросло на 5,4% (данные 2018 года). В России же всего около 100 таких производителей, и количество не растет. Чтобы спрос в стране на органику рос, их число должно прирастать на 200 ежегодно.

НОВЫЙ ЗАКОН ИЗМЕНИТ ПРАВИЛА ИГРЫ

В России с 1 января 2020 года вступил в силу закон об органическом производстве. Это важный документ, появление которого так ждали производители органической продукции. Нормативно-правовой акт призван регламентировать выпуск и предложение продукции без применения химических удобрений и средств агротехники.

Теперь вся продукция подлежит специальной маркировке, использовать которую смогут только прошедшие сертификацию производители. Уже разработан логотип. Правила производства продукции закреплены в ГОСТах, определены и утверждены понятия и термины.

Председатель СОЗ Сергей Коршунов на конференции в рамках выставки ЮГАГРО 2019 отметил, что со вступлением закона в силу Россия выходит на принципиально новый уровень. К 2025 году объем российского рынка может быть оценен в 260 млн. евро.

ВСЕ ПРОИЗОЙДЕТ БЫСТРО
Если рынок органического с/х в других странах складывался десятилетиями, то России предстоит рывок, и этот процесс не займет много времени, считает Карин Доппельбауэр – представитель с/х в посольстве Австрии. В век цифровых технологий информационные потоки распространяются намного быстрее.

Фактически это будет спринт: на развитие органического с/х потребуется не более 5-7 лет, отмечает Сергей Коршунов. В одиночку фермерам будет крайне тяжело и дорого осваивать эту сферу. Поэтому СОЗ уже создал рабочую модель органического с/х в России, каждый день проводит консультации фермеров, в том числе в своих демонстрационных хозяйствах, разрабатывает методики, планирует провести обучающий курс для предпринимателей.

БЛИЖАЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Сейчас существуют три сертификационные компании, а в 2020 году состоится аккредитация еще двух. Возможно, что кто-то из зарубежных сертификаторов захочет пройти аккредитацию в России. По словам Олега Мироненко, исполнительного директора Национального органического союза, уже идет набор студентов в два учебных заведения по специальности сертификация, они будут выпускать инспекторов для работы на рынке.

Ритейл активно готовится к бурному развитию сектора органики. В текущем году, уверен Мироненко, мы наконец-то увидим в торговых сетях отдельные полки для органик-продукции, а для продвижения органических продуктов в сетях будут создаваться специальные маркетинговые программы.

Оживление органической отрасли, интерес зарубежных покупателей представляют хорошие перспективы: заказов на органическую продукцию больше, чем Россия производит, значит отрасли есть куда расти и развиваться. Может ли Россия нарастить экспорт органической продукции в Европу? Предпосылки для этого уже есть, осталось только воспользоваться появившимися возможностями.

появившимися возможностями. оявившимися возможностями.

Темы публикации:Органическая Продукция
География:Россия Европа Мир
Комментарии