www.agropages.ru
AgroPages.Ru — это удобная информационная площадка для профессионалов агробизнеса.

Сегодня года.
Агропейджер
25.02.2020 10:25

Секреты успеха белорусской молочки

Белорусская молочная продукция в очередной раз собрала целую коллекцию премий на конкурсе «Лучший продукт-2020». Каким образом производителям ежегодно удается создавать продукты с такими вкусовыми качествами и потребительскими свойствами?

Белорусская молочная продукция

БЕЛОРУССИЯ – ГЛАВНЫЙ КОРМИЛЕЦ

Экспертная комиссия во время слепой дегустации в ходе форума пищевой индустрии «Продэкспо-2020» особо выделила товары от компании ОАО «Савушкин продукт», в том числе творог и «Брест-Литовское» масло.

Молочная продукция от ближайшего соседа неизменно пользуется популярностью среди россиян, развиваясь в зависимости от потребительских предпочтений и мировых трендов в отрасли. Помимо России, продукты от «Савушкина» заказывают из Казахстана, Узбекистана, Азербайджана, Украины, Узбекистана, Арабских Эмиратов, Иордании, Японии, Китая, Сингапура, Южной Кореи и государств, входящих в Евросоюз. В экспортных поставках, занимающих более 60% производства компании, преобладают такие готовые продукты как сыры, молоко, йогурты, творог, сметана.

Белорусские продукты со времен Советского Союза зарекомендовали себя вкусными, свежими, качественными и при этом доступными по цене. Основная причина такого уровня продукции в первую очередь заключается в том, что Белоруссия, имея очень небольшое количество полезных ископаемых и открытых источников углеводородов, всегда была сельскохозяйственной страной. Государство ежегодно вкладывает колоссальные средства в развитие этой отрасли, в которой преобладает земледелие и молочное животноводство. Так, здесь на 1 га сельскохозяйственной земли предусмотрено около 470 долларов государственной поддержки, в России же размер выплаты составляет всего 50 долларов. Также, следуя примеру стран Евросоюза, фермерам обеспечивается достаточная госпомощь для переоснащения производства.

Закупочные цены на белорусские фермерские продукты устанавливают не производители, а государство. Ни сами крестьянские хозяйства, ни торговые точки не вправе повышать торговую надбавку по своему усмотрению. Для стандартных товаров наценка не должна быть более 30%, а для «стратегической» продукции, к каковой относится молоко, мясо, хлеб, она существенно ниже. С 1999 году в стране действует указ президента, согласно которому не допускается повышение роста цен без предварительного комплекса мероприятий по социальной защите населения.

При этом, несмотря на низкие цены на продовольственные товары, производителям удается поддерживать отличные вкусовые качества своей молочной и мясной продукции. Даже при выявлении просроченных продуктов или позиций с растительными добавками такие факты можно назвать исключением, тогда как в России подобная ситуация носит массовый характер. Высокими потребительскими свойствами товары обязаны работе Комитета государственного контроля, который регулярно инспектирует предприятия и хозяйства, серьезно штрафуя за обнаруженные нарушения. В стране насчитывается только в молочном производстве 96 государственных стандартов качества и 586 испытательных лабораторий, а, кроме того, 503 лаборатории – в мясной отрасли, 425 – в хлебобулочной, 428 – в рыбной, 342 – в кондитерской, 267 – в алкогольной, 519 – в плодовоовощной, 559 – в сельскохозяйственной.

Таким образом, для каждого производителя вопрос качества напрямую связан с экономией средств на штрафных санкциях.

КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ ИЛИ ПАМЯТЬ О НЕМ?

На прошедший форум не была допущена белорусская молочная продукция общим объемом в 600 кг из-за отсутствия у нее пограничного ветеринарного контроля, а также соответствующей записи в информационных базах «Аргус» и «Меркурий»».

Подобные меры относительно белорусской молочки применяются не впервые, уличая производителей в нарушении требований безопасности. Ежегодно во ввозимых продуктах выявляется порядка 400 случаев наличия антибиотиков и запрещенных добавок. Претензии к белорусской продукции появляются регулярно, приводя в качестве доводов результаты исследований специализированных лабораторий. Эксперт молочной отрасли Татьяна Рыбалова отмечает, что при дефиците на рынке определенного продукта контроль над качеством продукции может быть ослаблен, однако при избытке предложений требования ужесточаются, с чем сейчас и столкнулись белорусские производители. При этом, по мнению эксперта, достоинство соседей – в том, что у них нет разграничения параметров качества к товарам для внутреннего потребления и предназначенных для экспорта. Таким образом, учитывая, что 8 крупных белорусских предприятий выступают поставщиками товаров в государства Евросоюза, следует говорить о высоком качестве их продуктов.

С Рыбаловой не согласен ряд других экспертов, акцентируя внимания на фактах выявления недопустимых веществ в продовольственных товарах. Так, Айрат Хайруллин, будучи членом комитета Госдумы по аграрной политике, объяснял, что при высоком спросе на белорусские продукты в стране не достаточно молока для его удовлетворения. Поэтому производителям приходится обращаться к разного рода ухищрениям, в том числе – к использованию пальмового масла или растительных суррогатов.

МОЛОЧНЫЕ ВОЙНЫ

Несмотря на то, что соседние государства неоднократно осуждали Белоруссию за авторитарный режим правления, государственный контроль качества работает намного лучше любой традиционной рыночной модели. Белорусская продукция по своему качеству не отличается, а в чем-то превосходит европейскую. Доработки требует лишь маркетинговая политика да оформление и дизайн упаковок. Хотя ряду производителей, таких как многолетний лидер «Савушкин продукт», удается реализовывать свои товары за границу, завоевывая все новые рынки сбыта.

С Россией «молочная война» длится с 2009 года после ужесточения требований к ввозимой продукции. Белорусские фермеры поняли, что российский рынок может быть перекрыт для них в любой момент под влиянием политической обстановки. Поэтому как бы он ни был важен для производителей, существует много других стран, нуждающихся в мясной и молочной продукции. Хозяйства Брестской области Белоруссии уже сотрудничают со 106 странами, в планах – богатый нефтью арабский мир.

Комментарии