www.agropages.ru
AgroPages.Ru — это удобная информационная площадка для профессионалов агробизнеса.

Сегодня года.
Агропейджер
09.01.2020 12:42

В РФ поддержат вузы, готовящие кадры для сельского хозяйства

По поручению Владимира Путина, правительство должно в ближайшее время подготовить документ о мерах господдержки всех вузов, которые готовят специалистов для агропромышленного комплекса.

ПРОБЛЕМА КАДРОВ

Об этом было заявлено на проводимой в конце прошлого года встрече представителей общественности с президентом РФ, в ходе которой обсуждались вопросы сельских территорий России и развития агропрома. Россия всегда была аграрной страной, поэтому аграрные учебные заведения относятся к числу старейших, накопивших за годы своей работы огромный опыт и традиции, передающиеся из поколения в поколение, способствующие выполнению важных для государства задач. За два столетия они обучили множество специалистов, работавших в российских селах.

Деревня сегодня крайне слабо комплектуется специалистами, поэтому достаточно пристальное внимание должно уделяться кадровой составляющей аграрного сектора. Обязательной базой должно стать качественное современное образование, равняющееся на высочайшие требования к производству сельскохозяйственной продукции. В ходе встречи президента с общественностью поступило предложение о распространении мер поддержки на систему вузов, готовящих кадры для работы в агропромышленном комплексе.

Профильные учебные заведения находятся в двойном подчинении министерствам сельского хозяйства и науки и высшего образования. Специалисты выпускаются из 59 вузов, 25 заведений допобразования, 162 учреждений среднего образования. Общее число обучающихся одновременно составляет до 460 000 человек, из которых 87% учатся на специалистов сельскохозяйственной сферы, а остальные – на специалистов, обслуживающих инфраструктуру АПК и развивающих сельские территории. При этом остается достаточно значительная «дыра» – специалистов с высшим образованием катастрофически не хватает, их нужно дополнительно еще 80 000 человек.

На земле трудятся кадры, получающие знания и навыки методом проб и ошибок, не имеющие научных знаний относительно выбранной профессии. На практике лишь треть выпускников агропромышленных вузов идет на работу в сельхозструктуры. На селе работают еще меньше – от 2 до 18% от всех выпускников. А потребности в специалистах высшего звена между тем достаточно существенны: руководящие должности – 8 600 человек, главные агрономы – 9 700, главные зоотехники – 10 100, главные ветврачи – 10 400, главные инженеры – 13 800, главные экономисты – 6 200, бухгалтера – 13 200…

Высшие учебные заведения концентрируются в крупных городах, поэтому значительную часть студентов составляют горожане, которые не понимают реальной специфики работы в селе. Половина же выпускников сельских школ не хочет продолжать традицию работы в агропромышленном комплексе. Лишь 15% из сельских школьников хотят получать высшее образование, из них лишь 9% – по сельскохозяйственной специальности.

Для молодых специалистов существует лишь незначительная перспектива в социальном и карьерном росте. Поэтому упор на качественное, полноценное образование, способное дать перспективы молодым кадрам и обеспечить их необходимыми инвестиционно-технологическими возможностями, актуален как никогда. Включение агропромышленных вузов в общее финансирование отрасли сможет увеличить заинтересованность студентов в работе, что, в свою очередь, позволит вовлекать обширные сельхозугодья страны в оборот, выводя продукцию сначала на общероссийский, а потом и на мировой рынок.

ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ

Проблема поднималась несколько раньше, на июньском заседании Госдумы, посвященному работе поправок в закон «О развитии сельского хозяйства», в частности – поддержке профильных вузов. Поправки были приняты еще два года назад, в 2017 году, а господдержка в полной мере так и не дошла до аграрных вузов. Тогда речь шла о том, что любое образовательное сельхозучреждение ведет не только обучение, но и имеет собственные площадки для экспериментальной работы и товарное производство. Они не отличаются от других производителей сельхозпродукции, но положенную господдержку не получают. Препятствием после принятия поправок к закону стало и то, что распределять субсидии на регионы не получается, так как все они федерального подчинения.

По мнению замминистра сельского хозяйства России Оксаны Лут, аграрные вузы на сегодня выстраивают такие учебные программы, которые на находят поддержку и не интересны даже самому министерству. Чтобы что-то изменить в образовании, необходимо согласовать новые программы, подключить новые технологии и определить новые специальности, интересные молодым людям, которые, даже выбрав профессии АПК, в итоге не рвутся работать…
КАК УЧЕСТЬ ИНТЕРЕСЫ ОТРАСЛИ И РУКОВОДЯЩИХ МИНИСТЕРСТВ

По словам Путина, необходимо оказывать меры государственной поддержки целиком отрасли, а не конкретному ведомству. Ведь если какое-то высшее учебное заведение находится в ведении одного министерства, но готовит кадры для агропромышленной отрасли в целом, то логично меры поддержки распространять на соответствующие профильные факультеты и кафедры, готовящие специалистов для сельскохозяйственного производства. Аграрное образование должно ликвидировать существующие противоречия.

Финансирование из различных источников образовательных учреждений, относящихся к АПК, затрудняет приток средств, выданных на подготовку требуемых в отрасли кадров. Отсутствует оперативная база потребностей в сотрудниках разной квалификации – от магистров, бакалавров, специалистов до среднего звена (механизаторах, животноводах). Учебные заведения, находящиеся в «опеке» двух министерств, оказываются в положении просителей сразу в двух ведомствах, и выделение денежных пособий им затягивается за счет межведомственного рассогласования. По мнению экспертов, это огромный минус!

Россия должна иметь эффективно развитое сельское хозяйство, от этого во многом зависит благосостояние ее граждан. Со вступлением агропромышленного комплекса России в новый этап своего развития, квалификация и компетенция выпускаемых вузами специалистов должна соответствовать задачам обеспечения страны качественным продовольствием, а также идее сохранения и возрождения российских сел.

Темы публикации:Образование
География:Россия
Комментарии