Основные проблемы аграрного образования в России
СОСТОЯНИЕ КАДРОВ В АГРАРНОЙ ОТРАСЛИ
Рыночные преобразования и экономический кризис выявили много проблем в агропромышленном комплексе, среди которых наиболее остро стоит нехватка квалифицированных кадров.
Сейчас в России насчитывается более полусотни специализированных высших и средних учебных заведений, в совокупности выпускающих около 150 000 специалистов ежегодно. Однако, по информации Росстата, доля молодых людей до 30 лет, работающих в секторе АПК, по-прежнему чрезвычайно мала. Если в 2000 году на смену людям пожилого возраста приходило 238% молодежи, в 2010 году этот показатель составлял 68%, а к 2020 году аналитики ожидают его падения до 15%. Снижается и количество дипломированных специалистов, отправляющихся работать в сельскохозяйственную отрасль – менее 60% от показателя 2000 года.
Парадоксально, что в 2010 году многие аграрии существенно расширили штат специальностей, но к началу активного импортозамещения в 2014 году потребность в кадрах снова упала на четверть. Отчасти это объясняется модернизацией многих производственных процессов и отсутствием потребности в низкоквалифицированном и малопроизводительном труде. Практика показывает, что большая доля работников массовых профессий получает свои навыки в сельских школах или в юном возрасте, помогая родителям. Поступление же в учебные заведения в крупных городах оказывается проблематичным из-за слабых конкурентных преимуществ абитуриентов, вызванных низким уровнем начального образования.
Таким образом, к негативным факторам кадрового обеспечения относятся:
- неспособность специалистов овладеть современными технологиями и машинами;
- дефицит управленцев, способных стимулировать эффективное развитие своих предприятий;
- большая текучка кадров, преимущественно молодых специалистов с дневных отделений ВУЗов.
В итоге в данное время из 25 000 руководителей в отрасли лишь 67% в принципе получили высшее образование, 25% имеет среднее профессиональное, 20% – с экономическим образованием, ученой степенью может похвастать 1,8% руководителей. Причем исследования, проведенные по областям, показали, что меньше всего образованных специалистов – среди главных бухгалтеров, главных энергетиков и главных инженеров.
СИСТЕМА АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Дмитрий Патрушев подчеркивает, что государство оказывает всестороннюю поддержку сфере аграрного образования, только в 2019 году выделив 28,3 млрд. рублей. В ВУЗах обновляют материально-техническую базу, разрабатывают новые обучающие методики, стимулируют преподавателей повышать свой профессиональный уровень. В результате этих мер отмечается улучшение научной активности, повышение количества иностранных абитуриентов и большая востребованность профильных специальностей.
С целью предоставления равных возможностей для абитуриентов из числа сельской молодёжи для поступления в ВУЗы предусмотрены договорные отношения с органами управления АПК по целевому приёму. Такая система позволила зачислить 60% студентов из выпускников сельских школ, часть которых обучается по трехстороннему контракту в рамках целевой подготовки.
Наряду с позитивными результатами наблюдаются и отрицательные моменты, касающиеся качества профессиональной подготовки. Во многом они обусловлены слабым взаимодействием образовательных учреждений с работодателями и текущим уровнем жизни в сельских поселениях. Кроме того, по мнению экспертов, среди которых – кандидат исторических наук Власов Сергей Дмитриевич, аграрным институтам следует быть не только образовательными заведениями, но и исследовательскими центрами по разработке и внедрению инновационных технологий.
ПЕРСПЕКТИВЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
По данным Всероссийского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства, благодаря выпускникам дефицит специалистов в сельской отрасли превышен на 70 000 человек, но бизнес все равно нуждается в опытных кадрах. Наталья Шагайда из Центра агропродовольственной политики РАНХиГС объясняет это тем, что полученное образование мало соответствует необходимым на практике навыкам. Процесс обучения слишком сильно оторван от реального сельскохозяйственного сектора, куда приходят неготовые специалисты, не желающие работать в предлагаемых условиях. В редких случаях ведущие агрохолдинги организуют собственные кафедры, где обучение сопровождается практикой. В таких условиях студентам интереснее обучаться и наглядно понимать предмет, а впоследствии – гарантированно иметь рабочее место. Поэтому эксперты уверены, что система образования должна строиться, в первую очередь, от потребностей бизнеса.
Второй фактор заключается в нежелании молодых людей трудиться за городом без должной инфраструктуры и достойной зарплаты. С 2020 года начнется реализация государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий», включающей в себя обеспечение дорогами, жильем, школами, медициной и досугом. Ожидается, что программа кардинально изменит жизнь за городом и станет привлекательной для молодых специалистов.
По мнению руководителя практики по работе с компаниями агропромышленного сектора KPMG Виталия Шеремета, для улучшения ситуации с кадрами необходимо показать молодежи, что в селах можно жить, строить карьеру, достойно зарабатывать. Тогда в аграрные институты пойдут не ради «галочки» об образовании, если не смогут поступить в другой ВУЗ, а осознанно, с целью работы по полученной специальности.
Пока же, несмотря на заявления Патрушева о том, что аграрное образование должно стать инновационным и перспективным, Россия является единственным ведущим производителем в отрасли АПК, чьи аграрные институты не числятся ни в одном мировом рейтинге.