www.agropages.ru
AgroPages.Ru — это удобная информационная площадка для профессионалов агробизнеса.

Сегодня года.
Агропейджер
29.11.2019 13:32

Что не так с маркировкой молочных продуктов

Маркировка молочной продукции и возможность переноса сроков ее введения стала темой обсуждения президентом РФ Владимиром Путиным и вице-премьером Алексеем Гордеевым. «Порядок все-таки наводим!» – бодро отрапортовал Гордеев…

10% ПОДОРОЖАНИЯ – ЭТО МНОГО ИЛИ МАЛО?

Внедряемая повсеместно система «Меркурий» позволяет отслеживать движение товаров от изготовления и фасовки на ферме до поступления на прилавки магазинов. Теперь, по новым правилам, вся натуральная молочная продукция выкладывается отдельно, дистанцируясь от продуктов, имеющих в своем составе иные добавки. Правительство полагает, что в выигрыше будут производители «молочки» и простые покупатели, качество вырастет, цена останется доступной.

Но эксперты убеждены, что путь «от коровы до магазина» мог быть куда менее тернистым. В результате активной заботы о здоровом питании населения молочная продукция уже подорожала на 10% после обязательного получения ветеринарного электронного сертификата на товар. Идет интеграция систем контроля «Маркировка» и «Меркурий», и с точки зрения пресс-секретаря Россельхознадзора Юлии Мелано, эксперимент кругом приносит положительный эффект! Стойко снижается себестоимость производства, ведь «Меркурий» работает бесплатно, поэтому фермерам не нужно платить за оформление бумажных сертификатов.

Согласен в присутствии некоторых плюсов и Андрей Карпов, представляющий Ассоциацию экспертов рынка ритейла, ведь повышение цен на продукцию не будет резким и существенным. Конечно, бизнесменам от молока придется нести дополнительные затраты, но никак не 10%. Зато опасная продукция будет сразу же выявляться, наступит упорядочение использования сырья на производстве. Только вот у молочной продукции особо проблем с безопасностью не было и раньше. Вопросы возникают только по использованному сырью: живое или восстановленное молоко, заменители жиров, не прошедший ветконтроль контрафакт. Представители «Союзмолока» уточняют, что подделок молочной продукции в принципе нет, а доля контрафактных товаров на молочном рынке составляет всего 0,01%.

СИСТЕМЫ «МЕРКУРИЙ» НЕДОСТАТОЧНО?

Маркировка предполагает размещение на всех товарах специального кода, считав который, покупатель получит исчерпывающую информацию о продукте. Система «Меркурий», введенная в 2018 году, уже занимается обязательной сертификацией. За счет нее отслеживается путь продукции от коровы до молокозавода, а новый идентификационный механизм должен дополнять уже действующую систему, контролируя путь от предприятия-изготовителя до потребителя. До конца февраля 2020 г. маркировка находится в стадии тестирования, после чего власти переведут все на постоянную основу, если эксперимент признают удачным.

Представители «Союзмолока» настаивают на анализе целесообразности применения обязательной маркировки молочной группы. Происходит, по их мнению, полное игнорирование норм права, не оценивается необходимость еще одной дублирующей системы контроля, методические рекомендации к эксперименту вовремя не были утверждены и не согласовывались с бизнес-структурами и Минсельхозом. Отрасль заставляют работать сразу в двух интерфейсах – через «Меркурий» и систему маркировки. Повторяющая действия предыдущей контролирующей и отслеживающей системы, скорее всего, является избыточной, чрезмерной. Противодействовать нелегальному контрафакту, доля которого ничтожна мала (0,01%), можно и через уже работающий «Меркурий». Дублирующий контроль социально-значимой области обернется ненужным обременением молочного рынка и предприятий, сказываясь на конечной стоимости товара.

Нанесение цифрового двухмерного кода должно было, по первоначальной задумке, не дублировать ветеринарную сертификацию «Меркурия», оставляя на его откуп контроль сырья. Маркировка «Честным знаком» продолжала бы цепочку, прослеживая путь каждой упаковки, вышедшей с завода до кассового аппарата, принявшего за нее оплату. Сами по себе сроки начала эксперимента переносились несколько раз, постоянно возникали сложности. Введение второй системы начало постепенно напоминать сказочный процесс «пойди туда, не знаю куда, возьми то, не знаю что, и принеси в бюджет».

По словам директора Центра изучения молочного рынка Михаила Мищенко, введение маркировки позволит снизить объемы незаконного оборота молочных продуктов, что позволит повысить отчисления в государственный бюджет. Механизм поступлений, по мнению Артема Белова, гендиректора Национального союза производителей молока, прост. Нанесение цифрового кода требует специальных принтеров, которыми необходимо оснастить все упаковочные линии. Это десятки тысяч принтеров, для их закупок требуется огромный объем инвестиций. Каждый наносимый код, исходя из майского постановления правительства, добавляет к стоимости товара 50 копеек (без учета НДС). Самые скромные подсчеты дают неожиданный результат. «Молочники» будут только на банальное нанесение кодов тратить 25 млрд рублей ежегодно!

Итого одномоментные инвестиции молокозаводов на маркировку товара составят 25 млрд. рублей, ежегодные – 20 млрд. рублей. Между тем чистая прибыль в отрасли за прошлый год не превышала 35 млрд рублей. Контрафакта как такового фактически нет. Добавим к уже сказанному расходы на создание нового дизайна упаковок – и вот оно! Финальная стоимость товара увеличивается, составляя не менее 10-12%. Правда, предлагается решение, позволяющее оптимизировать печать кодов. Предполагается наносить их в типографиях, в процессе печати упаковок. Это позволит обнулить траты на установку специальных принтеров на линиях. Правильность такого решения можно будет понять только после реализации предложения.

Потребители заметят рост цен, но уже через месяц привыкнут к ним. Предполагается, что улучшенное качество товара с информацией о содержании сахара, жира и соли станет приемлемой платой. Для той части населения страны, которая не читает этикетки, а смотрит на ценники, пытаясь свести концы с концами, будут стоять отдельные стенды, на которых надлежит размещать молокосодержащий товар, имеющий неполезные добавки.

РЕАКЦИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Представители молочной отрасли уже поняли бесполезность сопротивления. По информации, опубликованной ЦРПТ, число участников, подавших заявки на участие в эксперименте, за ноябрь выросло вдвое. Еще 124 компании решились присоединиться к системе маркирования и прослеживания продукции молочной отрасли.

Причиной такого «коллективного решения» может являться постановление правительства об очередном переносе сроков начала обязательной маркировки, противоречащее заявлениям Минпромторга о недопустимости срыва уже утвержденных сроков. Производители будут крайними в случае, если они окажутся не готовыми к часу «Х», ведь приобрести, протестировать и запустить маркировочное оборудование, проверить его взаимоувязанность с «Меркурием» – дело не одного дня. Поэтому «молочники» перестраховываются, чтобы избежать проблем, когда маркировка станет неизбежной.

Темы публикации:Молоко
География:Россия
Комментарии