www.agropages.ru
AgroPages.Ru — это удобная информационная площадка для профессионалов агробизнеса.

Сегодня года.
Агропейджер
11.11.2019 12:24

Есть ли опасность в тотальной маркировке товаров?

Маркировка товаров и продукции готовится охватить почти все сферы хозяйственной жизни. К 2024 году все товарные группы должны иметь систему маркировки. К чему это может привести?

МАРКИРОВКА ПРОДУКЦИИ: ЗАЧЕМ И ДЛЯ ЧЕГО ОНА НУЖНА?

Идентификация товара путем его чипирования позволяет проследить весь путь каждой единицы товара от производителя до покупателя. Это позволит защитить рынок России от нелегальной и контрафактной продукции, а также выстроить мониторинговую систему, контролирующую оборот различных товаров и продуктов, следя за качеством, анализируя покупательский спрос и выявляя контрафакт.

Для государства плюсы маркировки очевидны. Она позволяет вести контроль за уплатой налогов, безопасностью продукции, легальностью ввоза товаров в страну. Покупателей убеждают, что им система маркировки тоже принесет удобство. Например, информацию о товаре можно будет считывать через специально разрабатываемое приложение, получая информацию о производителе и сроках годности.

В 2019 году уже введена маркировка:
• табачных изделий;
• обуви;
• для части лекарств, используемых при лечении сложных заболеваний.

В конце года будет обязательной маркировка:
• резиновых покрышек и шин;
• любой парфюмерии;
• белья (туалетного, столового, кухонного, постельного);
• части одежды;
• фототехники.

В 2020 году будут маркироваться:
• все лекарственные препараты без исключения в экспериментальном режиме;
• молочные продукты;
• ювелирные изделия.

Союз промышленников и предпринимателей России уже озвучил главе Кабинета министров, что все участники рынка лекарств (от производителей до аптек), не успевают тотально чипировать препараты до часа Х. На начало октября успели зарегистрировать лишь 15% от всех подлежащих маркировке лекарств. При этом правительство категорично – решение принято и сроки пересмотру не подлежат, а доступность лекарств в аптеках – это уже дело десятое.

ЧТО ГОД ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ…

Группа народных избранников, представляющих Госдуму в лице «Справедливой России» и КПРФ, вышла с обращением, адресованным премьеру Д.Медведеву, генеральному прокурору Ю.Чайке, должностным лицам, возглавляющим Федеральную антимонопольную службу, Министерство экономического развития и Министерство промышленности и торговли РФ. Целью обращения стала проверка обоснованности внедрения маркирования всех продуктов и товаров. По мнению депутатов, производителей подставляют под неоправданно высокие дополнительные расходы в связи с обязательным введением необходимости маркировок. Требуются значительные единовременные, а затем расходы и на постоянной основе, которые отразятся в итоге на конечных потребителях. Ведь все издержки по внедрению на предприятиях разной величины системы маркировки вызовут очередной виток инфляции и удорожания товаров.

Обращаясь к главам ведомств, депутаты подчеркивают, что оператор вводимой маркировочной системы, например, в кондитерской отрасли, выставляет плату директивно. Она непрозрачна, ее установление противоречит принципам рынка, не имеет сколь-нибудь внятных экономический обоснований. Центр развития перспективных технологий, принимающий платежи за маркировку, устанавливает плату так, что расходы для кондитеров во внутриотраслевом масштабе составлят десятки миллиардов рублей. Пятьдесят копеек «оброка» за каждую позицию маркировки выльются в новый налог в пользу ЦРПТ, превращаясь в ежегодную сумму в диапазоне 400 млрд. … 1,2 трлн рублей. Можно с уверенностью говорить, что это – монополизация с установлением нереально высоких тарифов. Между тем, правительство намерено до 2024 года полностью распространить необходимость маркировки любых потребительских товаров массового спроса.

Грядущая с лета следующего года маркировка всей продукции молочного рынка потребует единовременных совокупных инвестиций всех молокозаводов на производство новых обозначений порядка 25 млрд. рублей, при этом уровень ежегодных затрат не опустится ниже 20 млрд. рублей. Пока продукция отечественных «молочников» подлежит только тестовой маркировке, на эксперимент согласились лишь 30 компаний. «Тяжеловесы» области – Danon и PepsiCo, –  от участия в эксперименте отказались, обратив внимание, что маркирование дублирует систему «Меркурий», являясь нецелесообразной и крайне неудовлетворительной по финансам.

Если рассматривать весовые и непакетированные товары, доля которых на отечественном рынке составляет больше половины, то непонятно, как планируется применить к ним систему маркировки. В ситуации, если она распространяется лишь на товары, имеющие фиксированную упаковку, можно гарантировать, что ассортимент быстро сократится. Исходя из этого, депутаты просят Генеральную прокуратуру определить законность тотальной маркировки и проверить распоряжения правительства, касающиеся перечня маркируемых товаров, действий ЦРПТ и законности его назначения оператором, на предмет коррупционной составляющей. Также волнует народных избранников и размер оплаты услуг за предоставление маркировочных кодов, а также механизм определения ее размеров.

В Министерстве промышленности и торговли депутатское беспокойство назвали беспочвенным. Заместитель главы ведомства В.Евтухов считает все эти депутатские запросы не нужными. Вводимая маркировочная система нацелена на прозрачность работы добросовестных рыночных игроков с контрагентами, усовершенствование логистических моделей, оптимизацию затрат, связанных с учетом товаров, наращивание доли рынка за счет снижения количества незаконной продукции.

Поддержал коллегу из Минпромторга и представитель Минсельхоза, убежденный, что все вопросы целесообразности нововведений уже продуманы на уровне правительства. Представитель ЦРПТ в ответ на депутатские обвинения высказал следующую позицию. В период внутриотраслевой деятельности с уже внедренной маркировкой не зафиксированы рост цен, снижение ассортимента, опустошение полок магазинов. Проблем ни малый, ни средний, ни крупный бизнес не испытывают. А рисуемые депутатами страшные прогнозы скорее выгодны тем производителям, которые не хотят «обеляться».

Между тем известно, что оператор проекта ЦРПТ – это совместное детище «Ростеха», а также А.Усманова и А.Галицкого. Такие фигуры рынка вряд ли будут «работать» себе в убыток. Летом этого года между ЦРПТ и Минпромторгом было заключено соглашение о государственном и частном партнерстве в деле маркировки с вложением в систему более 220 млрд. рублей на протяжении 15 лет. При этом проект должен окупиться через семь лет. Прекрасное название – «Честный знак», принадлежащий системе маркировки, охватит за этот период львиную долю товарных потоков российского рынка, к 2024 году полностью взяв контроль над всеми товарами.

Комментарии