www.agropages.ru
AgroPages.Ru — это удобная информационная площадка для профессионалов агробизнеса.

Сегодня года.
Агропейджер
17.09.2019 11:01

Камчатской рыбе предложили Севморпуть

По информации Росрыболовства, россияне потребляют на 3 кг рыбы меньше рассчитанной Минздравом нормы. Сей факт объясняют дороговизной самого продукта и недостаточным объемом отечественного улова. Поможет ли открытие Севморпути камчатской рыбе быстрее попад

рыба

ЧЕМ ЖИВУТ КАМЧАТСКИЕ РЫБОЛОВЫ

Антироссийские санкции благоприятно отразились на рыболовной отрасли, повысив внутренний спрос. Министр рыбного хозяйства Камчатского края подтвердил, что при снижении объемов экспорта россияне активнее стали потреблять натуральную, не выращенную в искусственных бассейнах рыбу, преимущественно лосося, который намного востребованнее атлантической семги за счет отсутствия в нем антибиотиков.

При этом камчатские производства отмечают недостаточно высокий спрос при слишком стремительно растущих тарифах и плохо налаженной инфраструктуре. В 2011 году была предпринята попытка воспользоваться Северным морским путем для отправки в Санкт-Петербург 26 тыс. тонн рыбы. Однако для организации ледокольного флота потребовались колоссальные затраты, которые абсолютно не окупились в ходе реализации продукции.

Министр рыбхоза назвал основными причинами неудачного опыта плохо организованную работу, а также незнание западными регионами камчатской продукции.

Отмечают местные промысловики и прочие трудности в своей деятельности: проблемы с подвижным составом, прогрессивный тариф на хранение рыбы в холодильниках, общее повышение тарифов в период массового хода рыбы. При возросшей мощности перерабатывающих предприятий сейчас порядка 20-30 % пойманной рыбы отправляется на перерабатывающие заводы, тогда как основная часть быстро обрабатывается собственными силами, что гарантирует качество и свежесть получаемого продукта.

ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОЗА

Освоить Северный морской путь мореплаватели пытаются с XVI века, однако лишь к эпохе расцвета Советского Союза его можно назвать достаточно важной, хотя и слабозагруженной магистралью. Сейчас Владимир Путин снова акцентирует внимание на необходимости этой водной инфраструктуры, способной быстро переправлять товары, заменив в этом отношении собой Индийский океан. В декабре 2018 года он подписал закон, наделяющий «Росатом» статусом оператора Северного морского пути. Глобальной целью президент поставил увеличение грузопотока в 10 раз уже к 2024 году, что сделает Севморпуть серьезным конкурентом прочим водным артериям.

Правительство одновременно преследует несколько целей:
- упростить доставку рыбы и морепродуктов;
- эффективно разрабатывать полезные ископаемые Заполярья
- экономить время и средства на транспортировке товаров.

Севморпуть кажется в разы выигрышнее Индийского или Суэцкого, которые намного длиннее и извилистее. Морские перевозки сами по себе обходятся существенно дешевле транспортных путей, проходящих по суше, однако стать серьезной альтернативой СМП мешают климатические условия. Из-за обледенения пройти по пути могут только атомные ледоколы, прочим судам даже в летний период опасность несут дрейфующие льды. Поэтому корабли отправляются в рейсы по Северному пути только с июля по сентябрь, а с учетом глобального потепления и таяния льдов – по октябрь.

Кроме того, из-за сложности акватории она имеет очень слабую инфраструктуру на протяжении всей трассы, поэтому при возникновении чрезвычайной ситуации поисково-спасательные работы будут практически невозможны. Именно эти факторы всегда давали основание считать Северный путь коммерчески не выгодным.

ПЕРСПЕКТИВЫ ОСВОЕНИЯ СЕВМОРПУТИ

Рабочая группа при участии представителей Росрыболовства, Росатома, Росатомфлота, а также рыбопромышленных предприятий обсудила вопросы более эффективного использования магистрали, для чего летом 2019 года завершена модернизация атомного лихтеровоза-контейнеровоза «Севморпуть. На сегодняшний день это единственный ледокол с атомной силовой установкой, эксплуатируемый с 1988 года. После выработки ресурса установки и отсутствия потребности в лихтеровозе он с 2007 года находился в режиме отстоя, пока в 2013 году генеральный директор Росатома Сергей Кириенко не дал указание о его восстановлении. Для восстановления и покраски кузова, проведения ремонтных работ ходовой части потребовалось порядка 200 производственных рабочих и инженерно-технических специалистов.

На текущий год запланировано два первых «пробных» рейса, каждый из которых, по расчетам экспертов, должен занять порядка 20 дней. Результаты этих рейсов покажут целесообразность развития регулярной каботажной контейнерной линии от Дальнего Востока к прочим регионам России. Первостепенной направленностью грузопотока станет рыбная продукция, в обратный же путь будут отправляться товары и грузы для арктических проектов по добыче полезных ископаемых и общего развития дальневосточного края.

Параллельно модернизируется портовая инфраструктура Камчатки и Архангельска для быстрой и эффективной приемки и отправки грузов, определяется необходимость увеличения мощностей. Если пробные рейсы по Севморпути покажут свою рациональность, его использование обеспечит новыми рабочими местами, поспособствует освоению арктических регионов, а заодно и снимет нагрузку с Транссибирской железнодорожной магистрали.

Ключевым терминалом для отправки грузов выбрана «Сероглазка» в Петропавловске-Камчатском, из которого рыбная продукция будет отправляться в Архангельск и Усть-Луги в Ленинградской области. А вот Норвегия отказалась предоставлять для российского проекта порты Шпицбергена, однако пообещала изучить воздействие СМП на экологию и окружающую среду.

Получивший поддержку Морской коллегии при Правительстве РФ проект сейчас ожидает информации по стоимости услуг, рассчитываемой ФГУП «Атомфлот», а также расчет объема поставок от камчатских промысловиков. Таким образом, к марту 2020 года необходимо будет полностью сформировать график рейсов на год.

Инвестиции в данный проект составят 735 млрд рублей, треть которых будет выделена из федерального бюджета, остальное вложено Росатомом и недропользователями, ведущими работу в Арктике. Средства планируется направить на усовершенствование портов и создание ледозащитных сооружений.

Темы публикации:Логистика Рыба
Организации:Росрыболовство
География:Россия
Комментарии