www.agropages.ru
AgroPages.Ru — это удобная информационная площадка для профессионалов агробизнеса.

Сегодня года.
Агропейджер
18.06.2019 15:10

Еда в кредит: продуктовые супермаркеты начинают предлагать карты рассрочки

Крупный ритейлер X5 Retail Group запустил новую программу для своих клиентов – вместе с БКС Банком он выпустил карту рассрочки для приобретения товаров в кредит на льготных условиях.

Еда в долг

Идея компании, управляющей магазинами «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель», не нова и еще в 2016 году была предложена сетью «Утконос», а также приморским супермаркетом «ВЛ-Март», где в рассрочку можно было купить даже алкогольные напитки и табак. При покупке товаров на сайте «Утконоса» средний чек для предоставления рассрочки должен составлять не менее 2,5 тысяч рублей и быть оплачен через месяц после покупки. При этом первоначального взноса не требуется, а оплату допускается производить несколькими способами: с помощью сайта партнера www.revoplus.ru, в салонах сотового оператора МТС или магазинах техники «Евросеть» посредством терминалов QIWI и Elecsnet.

Займы клиентам «ВЛ-Март» предоставляет микрофинансовая организация «ВЛ-Финанс», где получить займ можно прямо на кассе у сотрудника магазина, оформив карту на 3, 5 или 10 тыс. руб. Единственное не самое удобное условие такой карты – израсходовать весь выделенный лимит, в противном случае остаток будет автоматически обнулен. Предоставленная рассрочка действует 1-3 месяца, а начисленные проценты составляют от 3 до 5% в месяц.

Представители обоих компаний назвали такое новшество антикризисной мерой для поддержки покупательской способности граждан, а также с целью разнообразия рациона питания.

Кредит или рассрочка?

Финансовый директор X5 Светлана Демяшкевич объяснила новое предложение тем, что слишком много россиян сейчас имеют высокую кредитную нагрузку, и им трудно рассчитывать расходы на ведение домашнего хозяйства. Наличие нескольких кредитов при среднем уровне заработной платы нередко приводит к тому, что потребителям приходится даже в супермаркете расплачиваться кредитной картой. Вот только средняя ставка по кредитной карте составляет до 25% годовых и больше, тогда как ставка по карте рассрочки у ритейлера однозначно будет ниже при более долгом сроке льготного периода.

Крупные банки не заинтересованы в сотрудничестве такого рода, считая, что в данное время российские потребители не нуждаются в займах на приобретение товаров первой необходимости. Поэтому свободный финансовый сегмент с удовольствием заняли микрофинансовые компании, предоставляющие займы на шоппинг в торговых сетях. Они уверены, что такая функция объединит в себе преимущества карты лояльности супермаркета с классической кредитной картой.

Выгода или кабала?

Заместитель гендиректора МФО «Рево технологии» Антон Еременко заявляет, что такого рода заем не расценивается как кредит, а исключительно в качестве возможности оплачивать товары или услуги небольшими, не «бьющими по кошельку» частями. То есть, это не помощь малоимущим гражданам, а именно более удобный и рациональный способ совершать повседневные покупки, - подчеркивает Еременко.

Например, подобная схема действует в столичном ТЦ «Метрополис», где клиенты могут приобретать товары с рассрочкой на 3-6 месяцев без каких-либо взносов и последующих переплат. При покупке на сумму свыше 6000 рублей платежи будут равномерно распределены на 3 месяца, при сумме свыше 12000 рублей — на полгода. Займы предоставляет организация «Рево технологии», которая получает от сотрудника магазина паспортные данные клиента для оформления заявки. После одобрения заявки покупатель получает на свой телефон сообщение с информацией о предоставленном уровне лимита покупок.
Однако в случае просрочки платежа потребителю придется выплачивать немалые штрафы и неустойки, которые для каждой конкретной покупки будут рассчитываться индивидуально. Даже в образцах договоров, размещенных на сайтах магазинов или МФО, клиент не сможет предварительно ознакомиться с цифрами и продумать необходимость в оформлении займа. О размере штрафных санкций он узнает уже в процессе подписания договора, в котором будут перечислены все возможные случаи нарушения с расчетом штрафных санкций. А по информации Национального бюро кредитных историй, объем таких нарушений ежегодно составляет почти 25%, то есть каждый четвертый заемщик своевременно не выплачивает кредит.

Брать или не брать?

Дмитрий Герасименко из консалтинговой группы «Личный капитал» считает предлагаемые продуктовыми ритейлерами программы достаточно сомнительными. По его мнению, микрофинансовые организации куда более склонны к повышенным процентам по кредитам, чем обычные банки. А потому в любой свой договор они закладывают не только большие ставки, но и солидные штрафные санкции.

С одной стороны, если на рынок выходят новые программы от финансовых организаций, это всегда является положительной тенденцией. С другой – потребителю рекомендуется тщательно взвесить все преимущества и недостатки нового предложения перед его использованием.

Принцип действия карты рассрочки кажется простым и выгодным для потребителя, однако следует помнить, что ни одна кредитная организация ничего не делает бесплатно. Хотя расходы за оформление карты берут на себя магазины, банк не остается в проигрыше, рассчитывая на пропуск платежа и получение крупного штрафа. Тогда как грамотные и ответственные клиенты, своевременно отслеживающие свои траты и необходимые платежи, смогут получить бонусы и кэшбек с покупок на свою карту.

Дмитрий Герасименко уверен, что сам факт возникновения кредитной программы для товаров первой необходимости наглядно свидетельствует о крайне плачевном финансовом состоянии российских граждан.

Ритейлер X5 Retail Group будет предоставлять виртуальную карту рассрочки в любом магазине сети «Перекресток» при предъявлении паспорта. Будет ли данное предложение действовать в остальных магазинах ритейлера, пока не сообщалось.

Темы публикации:Ритейл
Организации:X5 Retail Group
Комментарии