В России создадут экологически чистый «зеленый» бренд
Ситуация на внутреннем рынке и вопросы повышения качества продовольственных товаров
Актуальность подобного шага на начальном этапе вызывала вполне обоснованные вопросы. Тем не менее, общая ситуация на рынке вносит свои коррективы и наглядно демонстрирует востребованность эко продуктов у потенциальных потребителей.
После старта программы импортозамещения в совокупности с продуктовым эмбарго наиболее остро встал вопрос о насыщении российского рынка необходимым объёмом продовольствия. Для оперативного решения поставленных задач при наращивании внутренних производственных объёмов и диверсификации поставок пришлось допустить определённые послабления в части качественных показателей. В настоящее время первоочередные цели можно считать достигнутыми, на фоне чего повышение качества отечественной продовольственной продукции выходит на первый план.
Появление на рынке экологичного «зелёного» бренда будет не только способствовать повышению конкуренции, благотворно сказывающейся на потребительских свойствах товаров, но и обеспечит улучшение репутации на внешних рынках. Специалист экспертного совета ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» Алла Погожева негативно охарактеризовала рацион россиян, отметив, что в нём постоянно сокращается доля здоровой пищи, так что создание отечественной марки качественных продовольственных товаров пришлось как нельзя кстати.
В настоящее время в рамках реализации данного проекта Минсельхозом уже подготовлен план мероприятий по созданию защищённой торговой марки. Предполагается, что соответствующий законопроект будет внесён на рассмотрение Госдумой в июле текущего года. Стоит отметить, что помимо законодательных аспектов, предполагается и проработка нормативных основ — в частности, под бренд экологически чистых товаров будет разработан соответствующий национальный стандарт.
В данный момент идёт активное обсуждение требований, предъявляемых к «зелёному бренду». По предварительной информации, в законопроекте и разрабатываемом стандарте предполагается также определить перечень допустимых к использованию агрохимикатов. По мнению некоторых депутатов, этот шаг не только дискредитирует новую товарную марку, но и сведёт все её преимущества к нулю.
Также к концу года завершится проработка правил сертификации подобных товаров. По мнению законотворцев, «зелёный» бренд не будет прерогативой одной компании, все производители смогут получить соответствующую маркировку при выполнении определённых условий. В создании концепции экологически чистой марки принимают непосредственное участие специалисты продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО).
Планы работы в данном направлении весьма обширны и предполагают уже к лету 2020 года создать целую сеть специализированных лабораторий, специализирующихся на проверке соответствия сельскохозяйственной продукции критериям «зелёного» бренда. Об ответственности за неправомерное использование данной товарной марки пока не сообщается, действующее законодательство предусматривает лишь штраф. В пресс-службе Минсельхоза отметили, что говорить об окончательной редакции этой концепции можно будет только после завершения разработки национальных стандартов.
Перспективы экспорта
Несмотря на то, что создание экологически чистого бренда декларируется как стремление обеспечить россиян качественным продовольствием, основные надежды разработчиков, очевидно, связаны с экспортными поставками. Уже в 2020 году планируется выделение первых земельных участков для выращивания «зелёной» продукции, а к середине года будут определены пилотные регионы, в которых производство будет поставлено на поток. Новый бренд уже готовят к продвижению и на внешних рынках. Таким образом, в правительстве планируют решить сразу две задачи – удовлетворить растущий за рубежом спрос на экологически чистую продукцию и преодолеть барьеры, обусловленные повышенными требованиями к поставляемому продовольствию в ряде стран.
Несмотря на то, что ни законодательная, ни нормативная база ещё не сформированы, на 2020 год запланированы и первые мероприятия, направленные на продвижение готовой продукции. Олег Мироненко — директор Национального союза производителей и потребителей органической продукции, в интервью «Известиям» сообщил, что при условии завершения паспортизации земель, выделенных под производство экологичной сельхозпродукции в 2020 г., уже в 2021 г. можно будет приступать к экспортным поставкам.
Что касается непосредственного позиционирования за рубежом, то на внешних рынках органической продукцией принято называть товары, произведённые без использования сельскохозяйственных химикатов. В таком случае, включение в законопроект о российском «зелёном» бренде перечня допустимых веществ и соединений не позволит ему попасть в определённую целевую нишу. Тем не менее, в Российском экспортном центре отметили растущий спрос на экологически чистые товары из России, в частности — в странах Азии и Ближнего Востока.
Минсельхоз уже представил общественности образец маркировки «зелёного» бренда — помимо логотипа в виде зелёного листа и надписей «Органик», она будет включать двухмерный штрих-код. Все товары, прошедшие соответствующую сертификацию, будут включены в федеральный реестр, что позволит исключить фальсификацию и неправомерное использование бренда.
Тем не менее, есть и законодательные препятствия свободному продвижению отечественной марки на международных рынках. В настоящее время существует три вида стандартов на органическую продукцию: международные, частные или межправительственные рамочные стандарты. Только пройдя сертификацию по одному из них, отечественное продовольствие может оказаться на зарубежных прилавках. Использование же отечественных стандартов, в том числе и на экологически чистую продукцию, возможно лишь внутри товарной группы и не является обязательным условием.
Если говорить о перспективах экспорта, то на данный момент основной объём поставок продукции отечественного АПК представляет собой не готовый продукт, а сырьё или полуфабрикат, будь то зерно, мясо или рыба. Появление экологически безопасного бренда, по мнению авторов инициативы, должно совпасть с уходом от подобной «сырьевой» модели.
Пока рано строить прогнозы касательно экспансии на зарубежные рынки отечественной эко продукции. Очень многое будет зависеть от соответствия российских условий сертификации зарубежным нормам. Кроме того, подобные продовольственные товары имеют ограниченную целевую аудиторию, так что продвижение «зелёного» бренда будет иметь скорее имиджевое значение, нежели окажет серьёзное влияние на объёмы поставок.