www.agropages.ru
AgroPages.Ru — это удобная информационная площадка для профессионалов агробизнеса.

Сегодня года.
Агропейджер
26.02.2019 08:54

Перспективы экспорта экопродукции из России

В ходе послания Федеральному собранию Владимир Путин дал поручение по созданию эко-бренда, нацеленного на внешние рынки, на которых, согласно прогнозам, страна может занять до 10% уже в ближайшие годы.

Суть поручения и перспективы его реализации

Если говорить абстрактно, то востребованность высококачественной сельскохозяйственной продукции за рубежом достаточно велика. Это подкрепляется и политикой ряда государств, например – Китая, распространяющих весьма жёсткие требования к импорту, сохраняя достаточно лояльные нормы для местных производителей. Таким образом, создание российского экологичного бренда позволит не только подкрепить репутационную составляющую экспорта, но и преодолеть ряд административных барьеров на пути к внешним рынкам.

В то же время не совсем понятно, каким именно образом планируется реализовать озвученную инициативу, поскольку, очевидно, что бренд не будет достоянием одного агрокомплекса, что потребует приведения всех технологических регламентов к единообразию и обеспечения жёсткого контроля за их соблюдением. Несколько облегчает этот процесс запланированное на 2020 год принятие законопроекта об органическом сельском хозяйстве, в котором будут чётко определены критерии и требования к подобного рода продукции.

В качестве движущей силы можно рассматривать и весьма выгодное положение российской сельскохозяйственной продукции на внешних рынках за счёт низкого курса национальной валюты, что делает перспективные эко-товары более доступными по сравнению с иностранными. В то же время основываться лишь на данном факторе при составлении долгосрочных прогнозов было бы опрометчиво, ввиду чего следует обратить пристальное внимание на методы реализации данного поручения.

Исполнительные механизмы и факторы роста

Министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев положительно оценил инициативу и уже дал экспертное заключение касательно сроков, необходимых для создания вышеупомянутого бренда. По его словам, это не займёт много времени и позволит уже через полгода получить готовую товарную марку. По предварительным оценкам Минсельхоза, в настоящее время российский рынок экологически чистой сельскохозяйственной продукции оценивается в 160 млн. евро, при этом перспективы роста позволяют прогнозировать уже к 2025 году увеличение этого показателя до 5 млрд. евро.

Вице-премьер Алексей Гордеев отметил, что подобная практика реализуется во многих развитых странах и позволяет не только предоставить покупателям гарантии качественных показателей продукции, но и вытеснить с рынка недобросовестных производителей.
В конечном итоге эксперты сходятся во мнении, что речь в подобной ситуации всё-таки ведётся не о бренде, а о товарном знаке, получить который сможет любой производитель, выполнив целый ряд чётко определённых нормативных требований.

Олег Мироненко как исполнительный директор Национального органического союза отмечает, что наличие огромных площадей пахотных земель и обилие пресноводных ресурсов открывают огромный потенциал по развитию экологически чистого сельского хозяйства. Тем не менее, он считает, что неотъемлемым фактором, определяющим успех проекта, является создание условий, при которых крупные агрохолдинги и фермерские хозяйства будут заинтересованы в переориентации производства на данный сегмент.

Глава Челябинской области Борис Дубровский уже заявил о готовности АПК региона нарастить производство продукции, отвечающей самым жёстким экологическим требованиям. В своих оценках он был крайне оптимистичен, отмечая активную государственную поддержку отрасли в целом, её развитие, запуск новых производств и техническое перевооружение и модернизацию уже имеющихся. Однако имидж региона тяжёлого машиностроения и иных, достаточно «грязных» производств вряд ли будет способствовать повышению уровня доверия со стороны покупателей к произведённой здесь эко-продукции. Тем не менее, ещё в 2018 году в Челябинске был запущен завод по производству растительных напитков по инновационной экологически чистой технологии.

Работали в данном направлении и в Забайкальском крае, где с лета 2018 года выдаётся товарный знак «Забайкалье», созданный для выделения лучших компаний в сфере пищевой и сельскохозяйственной продукции. Марина Кузнецова, исполняющая обязанности министра сельского хозяйства Забайкальского края, сообщила, что на сегодняшний день данного знака были удостоены 9 компаний региона. Она также отметила, что край географически находится в весьма выгодном положении, непосредственно соседствуя с Китаем, рынок которого является одним из основных направлений расширения отечественного экспорта сельскохозяйственных товаров.

Объективные сложности

Тем не менее, не стоит забывать и об особенностях экономической и внешнеполитической ситуации, которая может оказать крайне негативное влияние на возможность реализации проекта по созданию отечественного эко-бренда и выводу его на внешние рынки.

В настоящее время российские аграрии, в сравнении со своими иностранными конкурентами, используют крайне мало органических и минеральных удобрений, но связано это вовсе не с желанием обеспечить максимальную чистоту конечной продукции, сколько с банальной нехваткой средств. Такая вынужденная экономия не позволяет на должном уровне конкурировать с импортом даже на внутреннем рынке, поскольку делает урожайность крайне зависимой от погодно-климатических факторов. В то же время при таком подходе переориентация получаемой продукции в сегмент эко-товаров позволяет реализовывать её по более высокой цене, увеличивая инвестиционный потенциал отрасли. Тем не менее, подобное продовольствие более требовательно и к условиям хранения и транспортировки, создание которых сопряжено с финансовыми вливаниями в отечественный АПК.

По итогам 2018 года наблюдался рост отечественного сельскохозяйственного экспорта до показателя в 25,8 млрд. долларов, что составляет 19,4% по сравнению с результатами 2017 года. При этом уже к 2024 году планируется достичь отметки в 45 млрд. долларов. Стоит отметить, что подобные величины достигаются экспортом монокультур, причём в сегменте с высокой конкуренцией, определяющей низкие закупочные расценки.

Удастся ли отечественным аграриям успешно перейти в «премиальную» нишу, остаётся открытым вопросом. Несмотря на заявления главы государства о том, что за рубежом не осталось компаний, выпускающих столь востребованное экологичное продовольствие, уровень конкуренции там также весьма велик, особенно с учётом небольших объёмных показателей.

В конечном итоге, несмотря не некоторый популизм поставленных задач, повышение качества отечественной сельхозпродукции путём создания защищённого товарного знака является актуальным вопросом, решение которого, несомненно, найдёт отражение и в экспортных показателях.

Темы публикации:Экопродукты
География:Россия
Комментарии