www.agropages.ru
AgroPages.Ru — это удобная информационная площадка для профессионалов агробизнеса.

Сегодня года.
Агропейджер
13.01.2019 07:56

Подорожают ли продукты из-за роста НДС?

Увеличение НДС с 18 до 20% уже предопределило множественные негативные последствия как для рядовых граждан, так и для некоторых отраслей экономики. Тем не менее, ключевым вопросом остаётся величина предстоящего подорожания с учётом сохранения льготной ста

Предварительные оценки влияния увеличения НДС на конечную стоимость продовольствия

Как было заявлено, для социально значимых продуктов питания сохранится НДС в 10%, однако не стоит расценивать данный фактор как гарантию заморозки цен на прежнем уровне. Дело в том, что НДС заложен во всех товарах и услугах, ввиду чего, помимо производственного налогообложения, существует ещё целый ряд механизмов фискальных взысканий, так что для обозначенных категорий товаров можно говорить лишь о росте стоимости в меньшей степени.

По мнению Игоря Николаева — экономиста, директора института стратегического анализа компании ФБК, увеличение ставки даст прирост к прогнозируемой годовой инфляции в 2%, а кроме этого, создаст негативные инфляционные ожидания, которые найдут отражение на стоимости всех категорий товаров. Директор Центра развития налоговой системы РАНХиГС Наталья Корниенко придерживается того же мнения, отмечая, что ценообразование в России регулируется в первую очередь рынком, ввиду чего фактический рост стоимости основных позиций всегда выше официальных прогнозов.

По предварительным оценкам, изменения в налогообложении позволят бюджету получить дополнительные 620 млрд. руб., в то же время, дабы уменьшить остроту образованных для бизнеса сложностей, предполагается снизить страховые взносы с нынешних 30 до 22%. Ряд экспертов полагает, что это позволит полностью нивелировать негативные последствия для производителей, фактически перекладывая всю налоговую нагрузку на плечи населения. Из-за определённых сложностей с реализацией этой инициативы величина страховых взносов пока осталась без изменений.

В недавно опубликованных результатах исследований говорится, что россияне вынуждены тратить на продукты питания около 31,2% от своих доходов, так что даже незначительное увеличение цен на продукты может больно ударить по кошелькам рядовых граждан. Если говорить о фактических показателях подорожания, то яйца, молоко, хлеб, свинина могут вырасти в цене на величину от 4 до 10%. Так, молоко станет дороже на 6,1%, хлеб – на 5,9%, яйца – на 4,2%, свинина – на 4,3%. В качестве категорий товаров, цены на которые вырастут меньше всего, приводят свежую рыбу и куриные яйца. Более же всего может подорожать сахар, производство которого отличается не только достаточно длинной технологической цепочкой, но и напрямую зависит от урожая свеклы, который в 2018 году сократился на 15%.

В конечном итоге, эксперты сходятся на мнении, что величина подорожания будет напрямую зависеть от длины производственной цепочки — чем длиннее окажется последняя, тем сильнее будет сказываться влияние увеличения налоговой ставки.

Существуют ли ресурсы для компенсации негативного влияния роста НДС на розничные цены

Звучат и достаточно сомнительные прогнозы касательно роста цен на продовольственные товары. Так, Андрей Цыганов - заместитель главы ФАС, полагает, что данный сегмент рынка в России является конкурентным, ввиду чего стоимость товаров определяется не ставкой налога, а соотношением спроса и предложения, а также качественными показателями продукции. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко утверждает, что рост НДС не затронет малообеспеченных граждан, поскольку увеличение доходной части бюджета будет полностью направлено на реализацию социальных инициатив, увеличение пособий и пенсий, а также оказание мер поддержки. Естественно, что общая ситуация будет напрямую зависеть не только от объёмов средств, направляемых социально незащищённым категориям граждан, но и от оперативности реализации подобных инициатив.

Разумеется, поводом для оптимистичных прогнозов, касающихся цен на продовольственные товары, служит не только сохранение льготной ставки по ряду категорий, но и общая ситуация в АПК. Так, увеличение объёмов производства при сохранении благоприятных рыночных условий уже позволило достичь первичного насыщения и перейти к ужесточению мер, направленных на повышение качества товаров. В подобной ситуации следовало бы ожидать стабилизации цен и в случае роста конкуренции – полной или частичной компенсации изменения налоговой ставки. Тем не менее, отечественные реалии далеки от такой идеализированной модели. Дело в том, что сельское хозяйство в России, несмотря на декларируемый подъём, переживает не лучшие времена и нуждается в масштабном инвестировании средств в модернизацию основных фондов. Внешнеполитическая ситуация не позволяет рассчитывать на привлечение иностранных компаний, ввиду чего аграрии могут использовать лишь свои средства, так что возможности для ценового манёвра у них нет.

Определённым стимулом для компенсации нагрузки на АПК может стать поставленная президентом задача по увеличению экспорта, поскольку рост себестоимости негативно скажется на конкурентоспособности на внешних рынках для отечественной сельскохозяйственной продукции, хотя возможные меры поддержки вряд ли затронут внутренние цены.

Стоит понимать, что полностью компенсировать влияние роста НДС на цены даже для определённых категорий граждан физически невозможно, а активная работа в данном направлении может только обострить социальную напряжённости и расслоение. Основной же целью для правительства было увеличение доходов бюджета, при этом такая мера как рост налога на прибыль была признана более губительной для экономики, чем повышение ставки НДС.

Законотвоцы также отмечают низкую взаимосвязь между ставкой налога и конечной ценой товаров, которая наглядно продемонстрирована ситуацией 2004 года, когда НДС был снижен на те же 2%, что не привело тем не менее к снижению потребительских цен. Таким образом, помимо очевидных объективных факторов, существенное влияние на рыночную ситуацию окажет деятельность надзорных органов, направленная на предотвращение злоупотреблений со стороны ритейлеров и поставщиков. На примере сегмента нефтепродуктов можно дать отрицательную оценку эффективности соответствующих ведомств и сделать вывод о том, что данный инструмент не окажет существенного влияния на сдерживание цен.

Отвечая на поставленный в начале статьи вопрос, можно с уверенностью сказать о том, что подорожание продуктов питания, даже на социально важные товары, является неизбежным. Кроме того, стоит понимать, что НДС увеличен не на 2%, а на 2 процентных пункта, что предопределяет рост примерно в 11,11%, и в совокупности с отложенным ослаблением рубля и рядом иных негативных факторов приведёт к значимым инфляционным процессам.

Темы публикации:Экономика Цены
География:Россия
Комментарии