www.agropages.ru
AgroPages.Ru — это удобная информационная площадка для профессионалов агробизнеса.

Сегодня года.
Агропейджер
17.12.2018 14:06

Есть ли возможность увеличить объемы экспорта сельхозтехники?

Озвученная правительством ориентация АПК на экспорт согласно уже принятым поправкам к программе господдержки должна распространиться и на производителей сельскохозяйственной техники. Ключевым вопросом при этом является реализуемость озвученных планов.

Экспортный потенциал и его составляющие

Ещё не так давно отечественная сельхозтехника пользовалась спросом лишь с учётом льготных программ кредитования и лизинга, поскольку разница в цене с иностранными аналогами компенсировалась высоким качеством и производительностью последних. Кроме того, российская продукция обладала ещё одним преимуществом – ремонтопригодностью и распространённостью агрегатной базы, которые постепенно сводилось на нет ввиду внедрения иностранных компонентов.

Однако с обвалом курса рубля ситуация резко изменилась, поскольку зарубежная техника стала недоступной для большинства даже успешных и крупных хозяйств. Этот фактор сыграл на руку и в плане экспортного потенциала, поскольку столь в валютном эквиваленте российская продукция стала существенно дешевле. Этой возможностью воспользовались отечественные компании, которые на протяжении пяти лет демонстрируют наращивание производственных объёмов. Доля российской техники на внутреннем рынке возросла с 24 до 56%, этому способствовало и постановление правительства за номером 1432, которое предполагало компенсацию 15-20% стоимость приобретаемой сельскохозяйственной техники. Для того, чтобы сохранить существующую государственную поддержку, по предварительным оценкам экспертов, компаниям необходимо нарастить экспорт своей продукции почти в два раза.

Если рассматривать реализуемость поставленной задачи, то несмотря на ограниченные производственные мощности, определённый потенциал у производителей имеется. Этому способствовал и обвал покупательской способности второй половины 2017 года, связанный с падением цен на сельскохозяйственную продукцию. В результате такого стечения обстоятельств выпуск зерноуборочных комбайнов сократился на 19%, борон – на 24%, плугов – на 11%. Тем не менее, необходимость повышать эффективность землепользования и перехода на более доходные виды растениеводства стимулировало увеличение выпуска кормоуборочных комбайнов – на 46%, тракторов – на 0,5%, машин для внесения удобрений – на 19%.

Меры государственной поддержки экспорта

По итогам 2017 года, экспорт сельскохозяйственной техники увеличился на 16% и охватил 47 стран, при этом наиболее крупными приобретателями стали страны ЕС, Монголия и Канада. Попадание последней в тройку лидеров обусловлено тем, что одно из ведущих отечественных предприятий «Ростсельмаш» имеет на её территории производственную площадку. Необходимо понимать, что поставки в развитые страны невозможно обеспечить исключительно за счёт низкой цены, поэтому одним из факторов успеха на внешних рынках отмечают внедрение новых моделей и модификаций, число которых в 2017 году достигло 150. Что касается показателей 2018 года, то только за первые его 4 месяца поставки техники в страны Балтии выросли более чем на 50%, а отправка продукции во Францию и Германию возросла в 4,4 раза.

Необходимо понимать, что основная масса российских комбайнов, тракторов и иных сельскохозяйственных машин строится с использованием зарубежных узлов и агрегатов, что негативно сказывается на стоимости, но позволяет уверенно выходить на внешние рынки как за счёт качества, так и за счёт потребительской лояльности к такому оснащению. Здесь же кроется и потенциальная опасность – при расширении санкционных мер возможность приобретать зарубежные компоненты может быть полностью ликвидирована, что необходимо учитывать при составлении долгосрочных прогнозов экспорта.

Для того, чтобы поддержать российские компании, реализуются такие меры как компенсация части транспортных расходов и расходов, связанных с сертификацией за рубежом, а также проведением выставочной деятельности. Геннадий Жидков, директор ФГБУ «Северо-Кавказская машиноиспытательная станция» отмечает, что действуют и программы поддержки, компенсирующие проектно-изыскательские работы в сфере создания новых образцов техники. Стимулируется спрос и за счёт развития дилерской и сервисной сети — тот же «Ростсельмаш» гарантирует поставку любой детали в течение 24 часов после обращения клиента в любую точку мира.

Евгений Корчевой, директор департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга заявил, что в текущем году экспорт сельскохозяйственной техники должен достичь 10 млрд. руб.

Внутренний рынок как основной регулятор

Снижение покупательской способности на внутреннем рынке, несомненно, является эффективным стимулятором повышенной активности, направленной на зарубежные поставки. Тем не менее, этот фактор лишь обеспечивает формирование отложенного спроса, который рано или поздно, вне зависимости от экономической ситуации, начнёт способствовать увеличению спроса внутри страны. Примером такого хода событий может служить рынок коммерческого транспорта, которые растёт, несмотря на целый ряд объективных сложностей.

Рост спроса со стороны российских аграриев приведёт к обнажению вполне очевидной проблемы – нехватки производственных мощностей для обеспечения как внешних, так и внутренних потребностей. Чтобы оценить потенциал, необходимо знать, что отечественный комбайн при нормативе обработки 300-350 га задействуется на площади в 800-900 га. В таких условиях идёт интенсивный износ и без того физически устаревшей техники.

Рынок подержанной техники, как отечественной, так и зарубежной, по сравнению с объёмами продаж новой ничтожно мал, поскольку в крупных компаниях техника эксплуатируется на износ с целью максимизации прибыли ввиду чего существенное влияние на обеспеченность аграриев машинами и механизмами он не оказывает. Для полного обновления парка в последующие 10 лет, по оценкам экспертов, российским компаниям требуется закупать 56 тыс. тракторов и 16 тыс. комбайнов ежегодно.

В свою очередь, поставки техники за рубеж имеют и ещё одно неоспоримое преимущество. Дело в том, что те же трактора и иные машины не могут полноценно использоваться без соответствующего прицепного или навесного оборудования. И если любая крупная агрофирма в России имеет определённый парк подобной вспомогательной техники, то зарубежный покупатель автоматически становится клиентом, приобретающим целый ассортимент отечественных изделий. Это может в дальнейшем спровоцировать высокую конкуренцию между отечественными и иностранными покупателями.

Подводя итог, можно отметить, что в последние годы сформирован значимый экспортный потенциал для российской сельскохозяйственной техники, позволяющий прогнозировать дальнейшее увеличение объёмов поставок за рубеж, величина которых будет напрямую зависеть от мер государственной поддержки и внешнеполитической ситуации.

Темы публикации:Техника Экспорт
География:Россия
Комментарии