Россия укрепляет продовольственное сотрудничество с Китаем
Факторы привлекательности китайского рынка
Наиболее ёмким является рынок Китая ввиду огромной численности населения, а также непосредственного пограничного соседства с Россией. Если взять статистику 2017 года, то объём несырьевого и неэнергетического экспорта в этом направлении составил 133,7 млрд. долларов, при этом сельскохозяйственная и продовольственная продукция в этой сумме имела долю не более 15%. Этот факт свидетельствует о том, что работа по данному направлению ещё не носит системного характера, открывая значительный потенциал для последующего роста.
Если рассматривать сельскохозяйственную продукцию и продовольствие, то некоторая отсталость и устаревание отечественных технологий в этом секторе определённо играют на руку в вопросах экспансии. Дело в том, что, согласно официально проведённым опросам, большинство потребителей в Китае не доверяют местной продукции из-за отсутствия эффективной системы контроля качества, чрезмерного использования удобрений, гербицидов и иных химических соединений, а также стремления местных компаний минимизировать производственные издержки. На этом фоне российское продовольствие, производимое по традиционным технологиям, кажется гораздо более привлекательным.
Несмотря на то, что конкурировать с тамошними компаниями по цене мы не в состоянии, китайцы отдают предпочтение пусть и дорогой, но более качественной продукции. В настоящее время регулярные поставки уже налажены такими отечественными производителями как «Макфа», «Русский холод», «Фрутоняня», «Сплат». Экономический рост сказался и на уровне благосостояния китайских граждан, отдающих предпочтение более качественным товарам.
Тем не менее, найти российские продукты питания даже в крупных сетевых магазинах Китая практически невозможно ввиду незначительного объёма занимаемого ими сегмента. Если же оценивать динамику, то за прошедший год экспорт плодовой, семенной продукции и зерна в Китай из России вырос на 13,9%, масложировой продукции – почти на 170,9%, продукции зернопереработки – на 32,4%.
Столь высокая ёмкость данного рынка обусловлена интенсивной урбанизацией территории Китая, концентрации населения в промышленных центрах, ухудшением экологической обстановки, истощением плодородных земель ввиду интенсификации сельскохозяйственной деятельности.
Ключевые факторы наращивания экспорта
Как полагает учредитель группы компаний «Северное зерно» Евгений Карабанов, поставки в Китай будут расти и дальше, чему способствует изменение экономической концепции в КНР, переход от аграрного самообеспечения к прямым закупкам за рубежом с целью концентрирования акцентов на промышленном сегменте. 11 регионов Дальнего Востока и Сибири уже вошли в официально утверждённый китайскими властями перечень поставщиков пшеницы, риса, кукурузы, сои и рапса.
Существуют и направления, которые показывают стабильный рост, несмотря на сдерживающие факторы. К ним относятся поставки сои и смежных продуктов, которые за прошедший год выросли в 1,3-1,5 раза. Это традиционный для китайского рынка продукт, который в России востребован гораздо меньше, ввиду чего производство сои изначально ориентировано на экспорт. Открывает дополнительные перспективы для отечественных компаний и факт отказа Китая от закупок сои в США.
Способствует наращиванию поставок и девальвация рубля, сделавшая отечественную продукцию более конкурентоспособной и доступной массовому потребителю, ввиду чего поставки только подсолнечного и соевого масел выросли в 2017 году в 3 раза.
Что касается зерна, то пока Китай занимает лишь 13-е место в списке стран-импортёров российской продукции, для преодоления имеющихся барьеров уже в этом году запланирован ряд инспекций фитосанитарного контроля со стороны китайских специалистов. Развивается и железнодорожное сообщение, обеспечивая стабильность экспорта при наращивании пропускной способности традиционных маршрутов.
Объективные сложности
Несмотря на очевидную перспективность поставок продовольствия в Китай, обеспечить высокие темпы роста данного направления не так просто. Прежде всего, всё упирается в инфраструктурные вопросы, а именно – отсутствие отлаженной логистики, транспортных коридоров, зернохранилищ и перегрузочных терминалов, на развитие которых требуются как средства, так и время. По мнению экспертов, даже наиболее развитое автомобильное сообщение нуждается в увеличении пропускной способности в 3-4 раза, с переводом таможенных терминалов на круглосуточный режим. Что касается портов, то их способность отгружать несколько десятков тысяч тонн зерновых не позволяет гарантировать стабильные поставки в требуемом размере, ввиду чего формирование азиатских рынков пока строится без должной оглядки на Россию.
Существуют и определённые сложности в вопросах сертификации и санитарного контроля, поскольку китайская сторона выдвигает достаточно жёсткие условия для иностранных поставщиков.
Глава Минвостокразвития Александр Козлов отмечает, что Китай крайне избирательно подходит к допуску продукции АПК на свои рынки. Периодическое выявление различных заболеваний в сфере животноводства и вовсе привело к вводу жёстких ограничительных барьеров. В то же время стремление зайти на рынок Поднебесной со стороны российских животноводов связано не столько с перепроизводством, сколько со стремлением реализовать имеющийся объём по большей цене. Как показывает официальная статистика, производство мяса в России растёт крайне медленно, что связано и с экономическими трудностями, и со спецификой этого сегмента АПК. В подобных условиях переориентация поставок на экспорт приведёт к внутреннему дефициту, росту цен и снижению привлекательности внешних рынков.
Руководитель практики по работе с компаниями агропромышленного сектора Виталий Шеремет полагает, что для мясной продукции выходом из сложившейся ситуации мог бы стать переход на товары с высокой добавленной стоимостью, а именно – термически обработанные полуфабрикаты, позволяющие обойти действующие заградительные барьеры. Однако развитие этого направления требует масштабных инвестиций в перерабатывающее производство.
В конечном счёте можно сказать, что огромный потенциал китайского продовольственного рынка и развитие АПК в России являются мощной движущей силой для налаживания взаимовыгодных поставок. В то же время это направления привлекательно и для других поставщиков сельхозпродукции, ввиду чего от способности отечественных чиновников преодолевать административные барьеры будет зависеть доля, которую могут занять российские аграрии на китайском рынке.