www.agropages.ru
AgroPages.Ru — это удобная информационная площадка для профессионалов агробизнеса.

Сегодня года.
Агропейджер
12.11.2018 06:03

Россия укрепляет продовольственное сотрудничество с Китаем

Развитие отечественного АПК невозможно без стабильных и ёмких рынков сбыта продукции. Поскольку европейское направление ввиду политической обстановки бесперспективно, аграрии при поддержке правительства нацелились на Азию.

Факторы привлекательности китайского рынка

Наиболее ёмким является рынок Китая ввиду огромной численности населения, а также непосредственного пограничного соседства с Россией. Если взять статистику 2017 года, то объём несырьевого и неэнергетического экспорта в этом направлении составил 133,7 млрд. долларов, при этом сельскохозяйственная и продовольственная продукция в этой сумме имела долю не более 15%. Этот факт свидетельствует о том, что работа по данному направлению ещё не носит системного характера, открывая значительный потенциал для последующего роста.

Если рассматривать сельскохозяйственную продукцию и продовольствие, то некоторая отсталость и устаревание отечественных технологий в этом секторе определённо играют на руку в вопросах экспансии. Дело в том, что, согласно официально проведённым опросам, большинство потребителей в Китае не доверяют местной продукции из-за отсутствия эффективной системы контроля качества, чрезмерного использования удобрений, гербицидов и иных химических соединений, а также стремления местных компаний минимизировать производственные издержки. На этом фоне российское продовольствие, производимое по традиционным технологиям, кажется гораздо более привлекательным.

Несмотря на то, что конкурировать с тамошними компаниями по цене мы не в состоянии, китайцы отдают предпочтение пусть и дорогой, но более качественной продукции. В настоящее время регулярные поставки уже налажены такими отечественными производителями как «Макфа», «Русский холод», «Фрутоняня», «Сплат». Экономический рост сказался и на уровне благосостояния китайских граждан, отдающих предпочтение более качественным товарам.

Тем не менее, найти российские продукты питания даже в крупных сетевых магазинах Китая практически невозможно ввиду незначительного объёма занимаемого ими сегмента. Если же оценивать динамику, то за прошедший год экспорт плодовой, семенной продукции и зерна в Китай из России вырос на 13,9%, масложировой продукции – почти на 170,9%, продукции зернопереработки – на 32,4%.

Столь высокая ёмкость данного рынка обусловлена интенсивной урбанизацией территории Китая, концентрации населения в промышленных центрах, ухудшением экологической обстановки, истощением плодородных земель ввиду интенсификации сельскохозяйственной деятельности.

Ключевые факторы наращивания экспорта

Как полагает учредитель группы компаний «Северное зерно» Евгений Карабанов, поставки в Китай будут расти и дальше, чему способствует изменение экономической концепции в КНР, переход от аграрного самообеспечения к прямым закупкам за рубежом с целью концентрирования акцентов на промышленном сегменте. 11 регионов Дальнего Востока и Сибири уже вошли в официально утверждённый китайскими властями перечень поставщиков пшеницы, риса, кукурузы, сои и рапса.

Существуют и направления, которые показывают стабильный рост, несмотря на сдерживающие факторы. К ним относятся поставки сои и смежных продуктов, которые за прошедший год выросли в 1,3-1,5 раза. Это традиционный для китайского рынка продукт, который в России востребован гораздо меньше, ввиду чего производство сои изначально ориентировано на экспорт. Открывает дополнительные перспективы для отечественных компаний и факт отказа Китая от закупок сои в США.

Способствует наращиванию поставок и девальвация рубля, сделавшая отечественную продукцию более конкурентоспособной и доступной массовому потребителю, ввиду чего поставки только подсолнечного и соевого масел выросли в 2017 году в 3 раза.
Что касается зерна, то пока Китай занимает лишь 13-е место в списке стран-импортёров российской продукции, для преодоления имеющихся барьеров уже в этом году запланирован ряд инспекций фитосанитарного контроля со стороны китайских специалистов. Развивается и железнодорожное сообщение, обеспечивая стабильность экспорта при наращивании пропускной способности традиционных маршрутов.

Объективные сложности

Несмотря на очевидную перспективность поставок продовольствия в Китай, обеспечить высокие темпы роста данного направления не так просто. Прежде всего, всё упирается в инфраструктурные вопросы, а именно – отсутствие отлаженной логистики, транспортных коридоров, зернохранилищ и перегрузочных терминалов, на развитие которых требуются как средства, так и время. По мнению экспертов, даже наиболее развитое автомобильное сообщение нуждается в увеличении пропускной способности в 3-4 раза, с переводом таможенных терминалов на круглосуточный режим. Что касается портов, то их способность отгружать несколько десятков тысяч тонн зерновых не позволяет гарантировать стабильные поставки в требуемом размере, ввиду чего формирование азиатских рынков пока строится без должной оглядки на Россию.

Существуют и определённые сложности в вопросах сертификации и санитарного контроля, поскольку китайская сторона выдвигает достаточно жёсткие условия для иностранных поставщиков.

Глава Минвостокразвития Александр Козлов отмечает, что Китай крайне избирательно подходит к допуску продукции АПК на свои рынки. Периодическое выявление различных заболеваний в сфере животноводства и вовсе привело к вводу жёстких ограничительных барьеров. В то же время стремление зайти на рынок Поднебесной со стороны российских животноводов связано не столько с перепроизводством, сколько со стремлением реализовать имеющийся объём по большей цене. Как показывает официальная статистика, производство мяса в России растёт крайне медленно, что связано и с экономическими трудностями, и со спецификой этого сегмента АПК. В подобных условиях переориентация поставок на экспорт приведёт к внутреннему дефициту, росту цен и снижению привлекательности внешних рынков.

Руководитель практики по работе с компаниями агропромышленного сектора Виталий Шеремет полагает, что для мясной продукции выходом из сложившейся ситуации мог бы стать переход на товары с высокой добавленной стоимостью, а именно – термически обработанные полуфабрикаты, позволяющие обойти действующие заградительные барьеры. Однако развитие этого направления требует масштабных инвестиций в перерабатывающее производство.

В конечном счёте можно сказать, что огромный потенциал китайского продовольственного рынка и развитие АПК в России являются мощной движущей силой для налаживания взаимовыгодных поставок. В то же время это направления привлекательно и для других поставщиков сельхозпродукции, ввиду чего от способности отечественных чиновников преодолевать административные барьеры будет зависеть доля, которую могут занять российские аграрии на китайском рынке.

Темы публикации:Экономика
География:Китай Россия
Комментарии