www.agropages.ru
AgroPages.Ru — это удобная информационная площадка для профессионалов агробизнеса.

Сегодня года.
Агропейджер
31.08.2018 14:28

Инициатива Минздрава: здоровое питание или популизм?

Тема увеличения продолжительности жизни россиян находит отражение во многих проектах, и очередным шагом в этом направлении стала инициатива по снижению уровня потребления соли и сахара.

сахар

Суть проблемы и преследуемые Минздравом цели

Прорабатываемые в настоящее время меры по популяризации здорового питания выражаются не только в информационно-разъяснительной работе, но и возможном совершенствовании нормативной базы. С учётом актуализации последней в рамках Технического регламента Таможенного союза меры могут оказаться весьма своевременными, однако основной вопрос – насколько необходимо ограничивать потребление таких традиционных пищевых добавок и даст ли подобная инициатива значимый результат.

В качестве одной из мер для достижения поставленных целей называют производство хлебобулочных изделий, не содержащих соли, ссылаясь на положительный опыт Финляндии. Максим Киселев, представитель Российской гильдии пекарей и кондитеров, отмечает, что в нашей стране уже имеются технологии, позволяющие начать массовый выпуск подобного продукта, обладающего рядом положительных свойств, несмотря на специфический вкус, существенно отличающийся от хлеба в традиционном понимании этого слова. По его словам, именно переход на «бессолевую» хлебобулочную продукцию позволил увеличить продолжительность жизни в Финляндии с 56 до 72 лет. Мнение, разумеется, спорное, особенно если учесть активное развитие системы здравоохранения, мер социальной поддержки и рост уровня жизни в этой стране, которые имеют куда большее значение для данного показателя. В то же время, это не помешало главному внештатному специалисту Минздрава по профилактической медицине Сергею Бойцову вывести сокращение потребления соли в качестве одного из четырёх главенствующих критериев здорового образа жизни.

Что касается второй пищевой добавки – сахара, то в качестве мер по снижению его потребления предлагается ограничить рекламу сладких газированных напитков, а также исключить участие в подобных роликах детей.

Если взять объективные показатели, то россияне действительно потребляют несколько больше соли и сахара, чем жители других развитых стран, однако говорить о том, что именно этот фактор является определяющим для показателей здоровья нации, нельзя. Более того, острота проблемы выглядит несколько преувеличенной, особенно с учётом популярности, приобретённой в последние годы, различного рода диетических продуктов, газированных напитков без сахара и низкокалорийных десертов.

Суть проблемы кроется вовсе не на поверхности, а уходит корнями в экономические показатели и уровень доходов россиян. Так же, как и в США, нездоровое питание, сладкая, жирная или сильносолёная пища становится уделом наиболее малообеспеченных слоёв населения, поскольку более здоровые и натуральные продукты стоят значительно дороже. И дело здесь вовсе не в недостаточности разъяснительной работы, поскольку влияние на организм тех или иных элементов рациона осознают практически все. Проблема кроется в доступности здорового питания для основных масс населения.

Если же рассматривать вопрос более масштабно, с учётом российских реалий, то выясняется, что соль и сахар являются далеко не главными вредными элементами продуктовой корзины — куда большую опасность представляют собой трансжиры, пальмовое масло, спреды, а также обильно присутствующая на рынке контрафактная продукция.

Минздрав уже пытался реализовать проект по введению акцизов на солёные продукты, за что подвергся жёсткой критике со стороны Минсельхоза, что свидетельствует о недостаточной проработанности подобных инициатив и их оторванности от объективной действительности. Ранее Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищи предлагал ввести специальную маркировку пищевых продуктов, содержание потенциально вредных добавок в которых выше рекомендованной величины, так что вопрос открыт уже не первый год, а механизмы его решения пока находятся в стадии разработки.

соль

Зарубежный опыт в разрезе его применимости в российских реалиях

Проблема здорового питания россиян возникла не на пустом месте — активной работе в этом направлении способствуют увеличение пенсионного возраста, стремление государства сократить расходы на здравоохранение и повысить эффективность трудовых ресурсов. В рамках данной концепции планируется уже к 2024 году увеличить среднюю продолжительность жизни до 78 лет.

В качестве положительного примера уже приводился финский опыт, реализуемый с 1971 года, при этом работа по оздоровлению питания основной массы населения там проводилась куда активнее. Стоит, однако, принимать во внимание и эффективные механизмы по надзору за качеством продовольственной продукции в этой стране, а также предотвращению попадания на прилавки контрафакта.

В США проблема куда масштабнее, поскольку ожирение нации уже стало вопросом государственной важности. Именно в рамках борьбы с излишним весом в учебных заведениях ограничили продажу сладких газировок, шоколада и иных потенциально вредных продуктов.

С 2008 года инициативы, аналогичные предложенным в России, реализуются и в Дании, где запрещена реклама продуктов питания с повышенным содержанием соли, сахара или жиров, адресованная младшим возрастным группам.

Всемирная ассоциация здравоохранения активно продвигает принятие мер по введению акцизов на вредные продукты и сахаросодержащие напитки в частности.

Эффективность вышеперечисленных инициатив в ряде случаев не вызывает сомнений, однако следует помнить, что она базируется на чётко выстроенной системе контроля за рыночным оборотом, соблюдением технологических норм и мониторингом качественных показателей. Кроме того, предложенные меры далеко не всегда полностью запрещают реализацию вредных для здоровья продуктов питания, поскольку они являются основой дешёвой потребительской корзины. Необдуманное же принятие зарубежного опыта в российских реалиях может повлечь лишь очередное повышение стоимости продовольствия при фактическом сохранении его сегодняшних качественных показателей.

Что касается крупного бизнеса, то такие компании как PepsiCo, The Coca-Cola Company, «Nielsen Россия» и другие поддерживают данные инициативы на уровне маркетинга не первый год, в том числе и в России, активно продвигая диетическую продукцию взамен традиционной. Тем не менее, даже их представители отмечают, что бороться за оздоровление рациона нужно не запретительными мерами, а популяризацией правильного питания.

Таким образом, проект Минздрава на этом фоне выглядит достаточно сырым и ориентированным лишь на частные аспекты масштабной проблемы. В настоящее время целому ряду подобных предложений не хватает комплексного подхода, а также действенных инструментов по надзору в рыночном сегменте. Пока же, подобные меры нельзя назвать своевременными.

Темы публикации:Здоровье
География:Россия
Комментарии