www.agropages.ru
AgroPages.Ru — это удобная информационная площадка для профессионалов агробизнеса.

Сегодня года.
Агропейджер
20.08.2018 14:16

На прилавках могут появится «имитаторы» колбас

Все колбасы, содержание мяса в которых составляет менее 50%, предлагают переименовать в «имитацию колбасного изделия». Что изменит новое название? Позволит ли защитить потребителей от некачественной продукции? Как отразится предлагаемая инициатива на прои

Право называться мясом

Депутат Государственной Думы Виталий Милонов посчитал целесообразным изменить наименование ряда колбасных изделий, этикетка которых имеет слова «мясная», хотя фактически продукт имеет мизерное содержание мяса. Предложение депутата состоит во введении отдельной терминологии для такого рода продукции, а саму этикетку следует дополнять информацией о потенциальной опасности подобных изделий для здоровья человека в результате их продолжительного употребления, как это уже практикуется с сигаретными пачками.

Подобная ситуация уже имела место быть с наименованиями «молоко» и «молочный напиток». Первое время покупатели не могли сориентироваться в новых формулировках, но постепенно оценили их назначение, видя качественный продукт и его заменитель уже по названию, не тратя время на чтение состава товара на упаковке.

По-настоящему мясное изделие невозможно изготовить при содержании менее чем половины мясных ингредиентов, что соответствующим образом отражается на стоимости такого продукта. Однако ряд производителей лукавит, используя в своих названиях утвержденные ГОСТом наименования. Выглядит это следующим образом: «Докторская нежная», к примеру, где первое слово пишут более крупным шрифтом, что позволяет устанавливать завышенную цену, спекулируя на общеизвестном бренде. В том числе и с подобными товарами должна бороться предложенная Милоновым инициатива.

Что представляет собой современная колбаса

Технический регламент разбил колбасы на несколько групп, в том числе на мясную и мясосодержащую, мясорастительную и даже растительно-мясную. Определенная категория присваивается в зависимости от рецептуры каждого конкретного изделия, в том числе доли мясных ингредиентов и белка.

Вольная замена мяса за иные компоненты, несмотря на убеждения скептически настроенных потребителей, недопустима. Технические условия четко описывают все возможные комбинации пищевых составляющих – например, в «Молочной» колбасе и говяжьих сосисках допустимо 2% мяса заменить пшеничной мукой или крахмалом. Аналогичным образом нередко жилованной односортной свинине производители предпочитают жирную свинину, а при наличии лопнувших колбасных батонов, которые жалко просто утилизировать, ими заменяют часть мяса в производимом изделии. Технологи на производстве анализируют указанные в ТУ допуски, однако при достижении нормативного количества белка, жиров и влажности могут варьировать разрешенные компоненты для получения хоть какой-то экономии для своего предприятия. Такие допуски, согласно законодательству, предназначены для того, чтобы сбалансировать колебания свойств мясного сырья и избавиться от производственных дефектов.

Серьезно же удешевляют продукт следующие действия: выбор производителем замороженного импортного мяса вместо охлажденного отечественного, меланжа — вместо куриных яиц, сухого молока — вместо цельного. Если охлажденное мясо имеет определенную первозданность, то при приобретении сырья, пережившего неправильная технологию замораживания, оно будет иметь кристаллики льда, которые имеют способность разрушать мышечную ткань. При размораживании такое мясо потеряет часть своего сока и будет сухим и малосъедобным. Кроме того, в колбасе могут быть субпродукты, костная мука, даже крупы, лук, зерновые культуры переработанные, орехи и сыр. Но все замены, все дополнительные мясные компоненты должны согласовываться с производственным нормативом и не противоречить ему.

Откровенного фальсификата в последнее время выявляется крайне мало — производитель за подобные нарушения карается достаточно серьезно, чтобы рисковать репутацией и получить штраф ради сомнительной прибыли.

Ценовые отличия

Эталонной среди мясных колбас считается «Докторская», которую можно причислить к национальным продуктам питания. Состоит она, как правило, из 65-70% свинины, 25-30% говядины, 3% яиц и 2% молока. Принимая во внимание тот факт, что производитель закупает мясо далеко не по рыночным расценкам, включает в себестоимость коммунальные, производственные и топливные расходы, цена на нее разнится даже в зависимости от сезона года. Традиционно стоимость колбасы складывается из следующих составляющих: 52% мясо, 12% не мясные компоненты, 30% производственных затраты, 6 % прибыль. Таким образом, цена действительно настоящей «Докторской» колбасы не быть ниже 500 рублей за килограмм в летний период и 400-450 в холодные сезоны. Если же покупатель видит килограммовый батон колбасы стоимостью в 200 рублей, пусть даже он предлагается по акции, не следует обманываться – это имитатор, несущий в себе ничтожное количество мяса.

Послесловие

Эксперты считают, что инициатива никак не отразится ни на потребителях, ни на производителях. Уже сейчас каждый покупатель защищен большим количеством стандартов и технических регламентов, а все ингредиенты в продуктах питания зарегистрированы и обладают соответствующими сертификатами.

Кроме того, с недавних пор практически все производители перешли или находятся в состоянии регистрации в системе «Меркурий», которая позволяет четко отследить мясное сырье от вырастившей его фермы до конкретного прилавка в магазине.

Не за горами вступление в силу нового ГОСТа для полукопченных колбас, делящего их на категории в зависимости от рецептуры. Он же будет строго согласовывать наименования изделий утвержденными государством, пресекая спекуляции «народными» брендами для низкокачественной продукции.

Если новая терминология будет введена в оборот, то производителям не потребуются расходы на переименование товарного знака, так как от них понадобится лишь соблюдать регламентированную рецептуру.
Безусловно, абсолютно застраховать потребителя от недобросовестных изготовителей невозможно. Однако тот факт, что этикетка товара будет наглядно демонстрировать имитацию того или иного продукта, позволит потребителям, не разбираясь в тонкостях изготовления, не изучая досконально состав упаковки, понять, какой продукт он в данный момент приобретает

Темы публикации:Пищевая Промышленность
География:Россия
Комментарии