www.agropages.ru
AgroPages.Ru — это удобная информационная площадка для профессионалов агробизнеса.

Сегодня года.
Агропейджер
17.07.2018 09:54

Перспективы и проблемы российского зернового рынка

Российский рынок зерна – один из крупнейших в мире. Какие прогнозы относительно развития отрасли делает Минсельхоз? Сколь велика господдержка аграриев и какие факторы мешают наращивать объемы производства?

Прогнозы официальные и реальные

В докладе Минсельхоза за 2017 год были рассчитаны предполагаемые урожаи зерновых в России, которые с 2018 года стабильно должны составлять не менее 115 млн. тонн, а к 2025 году – не снижаться более 117 млн. тонн.

Институт ИКАР, изучающий конъюнктуру аграрного рынка, оценил урожайность и снизил планку до 114 млн. тонн, из которых 71,5 млн. тонн придется на пшеницу. Американский Минсельсхоз, чья аналитическая служба признана лучшей в мире, опубликовал свои сведения, понизив радужные ожидания российских аграриев еще на 5%.

Хотя Министерство официально не сообщало о корректировке своих прогнозов, состояние яровых и озимых культур вынуждает признать, что реально по итогам уборки урожая можно рассчитывать на 105–110 млн. тонн зерна.

Главным основанием для пересмотра прогнозов стала погода в части регионов, например, засуха, погубившая долю посевов в Волгоградской и Ростовской областях, Ставропольском и Краснодарском крае. При этом морозы и обильные осадки на Урале и в Сибири вынудили отложить посевную вплоть до июня, что однозначно приведет к недобору урожая и его достаточно сомнительному качеству. Хотя из-за пропуска оптимального срока посадки в северных регионах и средней обеспеченности влагой посевов на юге в целом эксперты считают преувеличенным беспокойство о будущем урожае. Сибирь поставляет порядка 10–12% от общего объема урожая, поэтому при более чем оптимистичных ожиданиях со стороны Поволжья и Черноземья общий показатель должен быть высоким.

Однако даже минимальная корректировка прогнозов неизменно вызывает волнения в экономике, которые уже привели к росту внутренних цен. Сильнее всего стоимость подскочила как раз в Сибири – сразу на пару десятков процентов лишь за один прошедший месяц. Местные цены давно уже стремились к уровню европейской территории страны, а корректировка Минсельхоза лишь ускорила этот процесс. На данный момент тонна сибирской пшеницы 3-го класса стоит 12 000 руб.

Естественно, информация о природных катаклизмах в России всколыхнула мировое сообщество, но пока цены на зерновые остались практически неизменными: 4-й класс пшеницы обойдется в 206 долларов, что дороже всего на 4 доллара по сравнению с недавними расценками.

Зерновые интервенции

Интервенции на данный момент являются единственным методом государственной поддержки данной отрасли, непосредственно способствующим получению прибыли за выращенную продукцию. Кроме того, именно уровень закупочных цен в интервенционный фонд в совокупности с экспортными ценами выступает ключевой составляющей конъюнктуры российского зернового рынка.

Если объективно оценивать эффективность зерновых интервенций, то это одна из наиболее расточительных статей государственного бюджета. Зерно в ГИФ приобретается за счет кредитных средств, после чего оно длительный период хранится на элеваторах. Это приводит к определенным ценовым рискам, так как реализация закупленного товара через пару-тройку лет может стать нерентабельной. Помимо того, что не так просто изыскать средства на подобные расходы, Минсельхоз уверен, что интервенционные закупки избавляют от ответственности как самих аграриев, так и региональные власти, освобождая от необходимости планировать уровень производства и сохранять баланс в потреблении сельхозпродукции.

С другой стороны, интервенции начали функционировать в то время, когда отрасль находилась в упадке. Производство практически равнялось потреблению, об экспорте даже и не мечтали, а зерновой рынок существовал исключительно за счет внутреннего потребительского спроса. В начале 2018 года бывший министр сельского хозяйства Александр Ткачев заявил об опасности закупочных интервенций, так как предоставление льгот на перевозки зерна из дальних российских регионов с целью их последующего экспорта было бы куда более эффективным способом поддержки отрасли.

Широка страна родная, а портов нет

Учитывая рекордные экспортные показатели, перед весенней посевной сессией Ткачев предложил продлить субсидии на железнодорожные перевозки или вовсе сделать их бессрочными. Такая мера станет спасением для отдаленных регионов, для которых транспортировка своей продукции зачастую оказывается просто разорительной. Например, в Сибири, регионах Центральной России и Поволжья, удаленных от морских портов, транспортные расходы практически лишают аграриев прибыли.

Господдержка в части транспортировки обходится казне в 3 млрд. рублей каждые полгода, однако Сергей Балан из Национальной ассоциации экспортеров сельскохозпродукции уверен в действенности подобных мер. При фантастическом росте экспортного потенциала страна должна выдерживать ценовую конкуренцию на мировом рынке, чего трудно будет достигнуть, если в стоимость зерна будут включаться чудовищные транспортные расходы.
Но следует ли делать льготы бессрочными? Елена Тюрина, руководящая Институтом аграрного маркетинга, рекомендует придать большую гибкость субсидированию, продлевая его лишь при потребности.

Не соглашается с предыдущими специалистами Андрей Сизов из аналитического центра "СовЭкон". По его мнению, правительству следует обратить внимание на расширение конкуренции в транспортной сфере с целью общего снижения тарифов на перевозку зерна, а также инвестировать в инфраструктурные проекты, в том числе в строительство новых портов. Нынешнюю же господдержку он считает малоценной и при этом расточительной.

Поручения президента России выполнить можно, но для этого региональным властям и самим сельхозпредприятиям следует перестать однобоко смотреть на отрасль, расширив меры обеспечения рентабельности зернового производства.

Во-первых, оперативные действия следует провести относительно закупочных интервенций, которые можно дополнить функцией обратного выкупа. Совершенствовать транспортно-логистическую инфраструктуру по стране, помогать продвигать продукцию за рубежом, предлагать льготное кредитование переработчикам для приобретения сырья.

Во-вторых, долгосрочные планы должны касаться географии экспорта зерна. Например, вполне достойное качество российской пшеницы твердых сортов давно привлекает страны Евросоюза, а Европа и Азия с удовольствием покупают нашу органическую продукцию. А, значит, надо наращивать производство зерна 1, 2 и 3 классов как минимум в 3 раза по сравнению с имеющимися показателями.

Однако на данный момент правительство внедряет только транспортный и экспортный элементы, что серьезно вредит экономике сельскохозяйственных предприятий, чьи убытки оцениваются в 50 млрд рублей.

Темы публикации:Зерно
География:Россия
Комментарии