www.agropages.ru
AgroPages.Ru — это удобная информационная площадка для профессионалов агробизнеса.

Сегодня года.
Агропейджер
18.06.2018 13:50

Российскому вину готовят новые меры поддержки

Инициатива по введению дополнительных сборов на импортный алкоголь обсуждается не первый год. Целью подобных мер ставится поддержка отечественных компаний. Тем не менее, влияние на состояние рынка будет многофакторным, что определяет риск отрицательного э

Отечественный винный рынок на фоне падения спроса

Пристальное внимание к состоянию отечественной алкогольной промышленности и виноделию в особенности стало уделяться с 2014 года, когда правительством были сформулированы основные задачи импортозамещения. Уже тогда стало ясно, что отрасль находится в достаточно сложном состоянии, поскольку не может конкурировать с зарубежной продукцией бюджетного сегмента. Основной проблемой было то, что в подавляющем большинстве случаев себестоимость импорта была крайне невелика, поскольку он основывался на порошковых виноматериалах и суррогатах. Что касается российских производителей, то несмотря на сохранение определённых мощностей предшествующий упадок отрасли привёл к сокращению не только производственной базы, но и виноградников, на восстановление которых требуются не только инвестиции, но и определённое время.

Несмотря на декларируемые меры поддержки, бурного развития отрасль не продемонстрировала — более того, в 2017 году суммарное производство обновило десятилетний минимум, показав падение на 13,4% по сравнению с 2016 годом. Минсельхоз, комментируя ситуацию, отметил, что подобный спад может объясняться неблагоприятными погодными условиями, от которых пострадали и европейские производители. Тем не менее, эксперты поясняют, что российский рынок насыщен не только порошковой продукцией, но и достаточно качественными винами бюджетной линейки, что в сочетании со снижением покупательской способности и переориентированием на более дешёвые фруктовые сорта при снижении патриотического настроя и даёт подобный эффект.

Инициатор проекта дополнительного сбора, уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов отмечает, что при стабилизации валютных котировок доступность зарубежной продукции существенно выросла. Кроме того, по его мнению, иностранные виноделы, в отличие от российских, активно поддерживаются государством и могут воспользоваться дешёвыми кредитами.

Однако ситуация не так однозначна. Руководитель проекта Wineretail Александр Ставцев отмечает, что в период роста спроса на российскую продукцию далеко не все производители смогли удержать показатели качества на приемлемом уровне, что повлекло снижение спроса, как только цены начали стабилизироваться.

В такой ситуации инициировать меры поддержки за счёт фактически заградительных мер было бы неоправданно: освободив бюджетную нишу, российские компании получают рынок без конкурентной борьбы, что никак не способствует росту качественных показателей.

Кроме того, предлагаемый сбор будет распространяться не только на вина, но и на виноматериалы, что спровоцирует дефицит и будет стимулировать переход на порошковые суррогаты, поскольку отечественные компании не в состоянии обеспечить потребности в сырье даже на внутреннем рынке.

Меры поддержки и стимулирование спроса

Ещё в 2016 году Минсельхоз представил масштабный проект поддержки российского виноделия, который чётко обозначил временные сроки и цели, которые необходимо достичь. Так, до 2020 года (на первом этапе) предполагалось обеспечить инвестиционную привлекательность отрасли и обновить основные фонды. Стоит отметить, что даже при оперативном принятии законопроекта по введению дополнительного сбора, аккумулировать и эффективно распределить полученные средства вряд ли удастся. И если в случае с производственной базой вопрос может быть решён положительно, то закладка необходимых для расширения виноградников – более длительный процесс.

Далее – до 2025 года предполагается создать в России экспортный потенциал и довести качественные показатели до мирового уровня. Согласно аналитическим исследованиям, ситуация может развиваться по трём основным сценариям, которые, в зависимости от рыночной конъюнктуры, потребуют 21,4 млрд, 49,3 млрд и 84,6 млрд руб. соответственно. В то же время, по словам Бориса Титова, введение дополнительного сбора позволит получать до 30 млрд. руб. ежегодно. Проблема в том, что предложенные меры сделают инвестирование нецелесообразным, поскольку в отсутствии конкуренции пропадает стимул к улучшению качества.

Не стоит, однако, рассматривать исключительно производственные факторы, поскольку рост объёмов неизбежно приведёт к обострению проблемы сбыта, а присутствие российских вин на прилавках сетевых магазинов и так невелико. Кроме того, сокращается и число специализированных магазинов — так в 2017 году только в Крыму число торговых точек, имеющих лицензию на реализацию алкоголя, сократилось на 30%.

Тем не менее, Сергей Николаев — директор по продажам ОАО «Цимлянские вина» — полагает, что дополнительный сбор позволит развести иностранную и отечественную продукцию по разным ценовым категориям, что сделает импорт низкокачественных вин невыгодным.

Что же касается непосредственного спроса, то у российских компаний пока не сформированы ключевые бренды, поскольку те же «крымские вина» могут производиться в европейской части страны. Кроме того, на рынке присутствует большое число фермерских виноделен и небольших хозяйств, что также не позволяет сформировать чёткие предпочтения у рядового потребителя. Несколько стабилизировать ситуацию призван законопроект, согласно которому географическое расположение производства будет играть непосредственную роль в определении сорта и названия вина. Однако и здесь существуют некоторые возможности для спекуляции — только за последние пять лет появилось около тысячи новых наименований российских вин, так что контролировать качественные показатели в таких условиях крайне сложно.

Действительно, некоторые сорта с многолетней историей неоднократно удостаивались престижных международных наград, но говорить о стабильности или системности такого явления пока не приходится. Что же касается потребления, то оно, несмотря на кризисные явления, растёт, демонстрируя привлекательность рынка для зарубежных компаний.

Создавать дополнительные ограничения и освобождать бюджетный сегмент нецелесообразно ещё и по соображениям эффективности. В себестоимости импортных вин уже заложена и более высокая оплата труда в европейских странах, и стоимость доставки в Россию, а также уже существующие налоги и сборы. Если в таких условиях отечественные компании не в состоянии вывести на рынок конкурентоспособный товар, то заградительные меры ситуацию не изменят.

В подобных условиях, введение дополнительного сбора на вино и виноматериалы неизбежно спровоцирует рост стоимости как отечественной, так и импортной продукции, а также возникновение определённого дефицита, что в комплексе негативно скажется на показателях качества массового производства.

Темы публикации:Вино Виноделие
География:Россия
Комментарии