www.agropages.ru
AgroPages.Ru — это удобная информационная площадка для профессионалов агробизнеса.

Сегодня года.
Агропейджер
13.06.2018 07:35

Акцизы на топливо: отменить нельзя оставить

Рост стоимости топлива серьёзно отразился на рентабельности АПК, ввиду чего спешно прорабатываются решения, позволяющие его нивелировать, среди которых выделяется предложение об отмене акциза. Близость таких мер к фактической реализации мы и попробуем рас

Регулирование акцизов в макроэкономических показателях

О возможности снижения стоимости топлива для аграриев говорится ежегодно, но с учётом галопирующего роста, зафиксированного в конце весны – начале лета 2018 года, возникла необходимость оперативного решения проблемы. АПК России с учётом как внешнеэкономической, так и внутренней конъюнктуры, существенно повысил свою системную значимость, особенно в вопросах диверсификации структуры экспорта. Тем не менее, эта отрасль нуждается в масштабном инвестировании, а благоприятные условия от разного рода эмбарго и таможенных запретов постепенно сходят на нет.

В такой ситуации сохранение темпов развития и обеспечение импортозамещения при открытой рыночной конкуренции возможно исключительно при достижении высоких показателей рентабельности. С учётом высокой доли стоимости топлива в себестоимости готовой сельскохозяйственной продукции адресная отмена акциза могла бы оказать действенное влияние на доходность.

С юридической точки зрения акциз – это механизм пополнения бюджета, реализуемого, в первую очередь, на поддержку дорожного фонда, что автоматически создаёт предпосылки для закономерного вопроса о том, что сельскохозяйственная техника подавляющее время находится на полях и не наносит вреда дорогам общего пользования. Тем не менее, велик риск и обратной ситуации, когда аграрии будут снабжать транспортные подразделения дешёвым топливом, создавая механизм ухода от обязательных платежей. В таком случае необходимо либо чётко разграничить назначение техники, что является практически невыполнимой задачей, либо определить обоснованный лимит для безакцизной реализации, что потребует обеспечения эффективного контроля и, соответственно – дополнительных бюджетных трат.

Одновременно не стоит забывать и о том, что снижение акциза или его отмена – это дефицит бюджетов, в первую очередь региональных, который придётся покрывать за счёт дополнительных заимствований или увеличения сборов. По данным сенатора от Орловской области Василия Иконникова, ущерб от реализации мер по запланированному с 1 июня снижению акцизов на топливо составит 140 млрд. руб. В то же время Евгений Аркуша — президент Российского топливного союза, прогнозирует лишь кратковременный стабилизирующий эффект от подобных мер, а также отмечает, что для реального снижения розничных цен этого может оказаться недостаточно. Власти Ставропольского и Краснодарского краев, республики Крым, Ростовской и Челябинской областей уже готовят обращение в правительство с просьбой рассмотреть возможность компенсирования аграриям части топливных затрат из федерального бюджета, однако это может лишь негативно отразиться на общей эффективности отрасли, которая и так проигрывает конкурентную борьбу зарубежным поставщикам.

Что касается прогнозируемой стагнации АПК, то она обусловлена не только снижением доходности, но и первичным насыщением рынков сельскохозяйственным сырьём, предопределяя спрос на продукцию глубокой переработки. Естественным фактором является и ограниченность посевных площадей с высокой урожайностью, предопределяющим повышение интенсивности и эффективности земледелия вместо экстенсивного расширения, провоцируемого, в том числе, и доступным топливом.

Что касается реализации льготной акцизной политики для сельского хозяйства, то ощутимый результат мог быть достигнут к началу уборочной кампании, однако спрогнозировать динамику цен, обусловленную биржевыми котировками, не представляется возможным, так что отмена акцизов может не дать ожидаемого эффекта.

Острота топливного вопроса для АПК

Как уже неоднократно отмечалось, столь сложная ситуация на топливном рынке России обусловлена его переориентацией на экспорт, доходность которого в последние месяцы значительно возросла. Стимулируется подобная ситуация сохранением высоких валютных котировок при росте биржевых цен на нефть. Кроме того, стремясь нивелировать недостаток капитала в экономике, правительством реализовывался комплекс мер, направленных на поддержку именно экспортного направления за счёт тех же акцизов, что также дало негативный результат, особенно при наличии на рынке компаний, ориентированных исключительно на внутреннюю реализацию. Сложившаяся ситуация стала причиной возникновения определённого дефицита, неизбежно выражающегося в росте розничных цен.

Что касается сельского хозяйства, также принудительно переориентируемого на внешние рынки, то потребность в топливе здесь будет только расти. Проблему нельзя решить даже полной отменой акциза, поскольку помимо непосредственно сельскохозяйственной техники, необходимо обеспечить и транспортные машины, доставляющие продукцию до элеваторов или распределительных узлов. Эта техника зачастую принадлежит сторонним транспортным компаниям, так что предполагаемые послабления на них не отразятся.

В то же время, предполагаемый дефицит бюджета, очевидно, будет покрываться за счёт других потребителей, к которым вполне могут отнестись и подобные транспортные компании, так что на конкурентоспособности готовой продукции отмена акциза вряд ли скажется.

В то же время, спрос рождает предложение, нехватка дешёвого бензина или дизеля провоцирует появление на рынке поставщиков некачественных ГСМ, ориентированных, в первую очередь, не сельское хозяйство. В прошлом году, по результатам проводимых мониторингов, выявлено 23,4% проб, не соответствующих требованиям, в то время как в 2016 году эта величина не превышала 21,1%, а в 2012 – 11%. Петр Чекмарев – директор Департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Минсельхоза, отметил, что ведомство не в силах повлиять на рост стоимости топлива, поскольку Минэнерго отклонило предложение о временной фиксации расценок для АПК и предложило активнее внедрять газомоторное топливо. Даже в условиях отмены акцизов для сельского хозяйства, ситуация вряд ли изменится, поскольку «серые» поставщики в состоянии предложить конкурентную стоимость либо переориентировать свою продукцию на розничный рынок. Кроме того, средства, аккумулируемые за счёт акцизов, формируют бюджет, из которого финансируются многочисленные меры по поддержке аграриев, так что создав видимый эффект, можно спровоцировать негативную динамику.

Планы по отмену топливного акциза для сельхозпроизводителей вряд ли будут реализованы как по организационным соображениям, так и по соображениям экономической целесообразности. АПК – это комплекс направлений, охватить который мерами поддержки вряд ли возможно, так что наиболее действенным решением будет общая стабилизация рынка.

Темы публикации:Апк
География:Россия
Комментарии
Buy anabolics online
Buy steroids online