www.agropages.ru
AgroPages.Ru — это удобная информационная площадка для профессионалов агробизнеса.

Сегодня года.
Агропейджер
04.06.2018 15:01

Есть ли необходимость в создании министерства продовольственной безопасности?

Качество продовольственной продукции в РФ часто не отвечает даже весьма лояльным требованиям законодательства. Для решения этой проблемы был предложен комплекс мер, среди которых выделяется инициатива по созданию министерства продбезопасности.

Предпосылки обострения ситуации с качеством продовольствия

Если рассматривать первопричины сложившейся ситуации, то ещё в начале действия санкционных ограничений некоторая лояльность к производителям в вопросах качества или используемой сырьевой базы была оправдана стремлением заполнить рынок и не допустить товарного дефицита, способного привести к скачкообразному росту цен. В условиях действия определённых таможенных барьеров и продовольственного эмбарго пришлось спешно менять структуру производства и номенклатуру выпускаемой продукции.

Характерной особенностью этого стало массовое использование пальмового масла взамен традиционной молочного сырья. Получаемые таким образом спреды позволили обеспечить первичное насыщение рынка, однако их стоимость не пришла к экономически обоснованным величинам, а осталась на уровне докризисных цен на высококачественное продовольствие. Более того, сформировалась устойчивая динамика, направленная на снижение спроса на товарное молоко и его постепенную замену растительными аналогами. В настоящее время такой подход обусловлен уже не попытками нарастить объёмы выпуска, а обеспечить получение дополнительной прибыли.

Существующее в настоящий момент законодательство и надзорные органы не в состоянии осуществлять полноценное рыночное регулирование, что наглядно демонстрируется многочисленными попытками систематизации продовольственных товаров и из классификации по качественному уровню. Данная проблема была обозначена ещё в 2017 году на последнем Втором Всероссийском форуме продбезопасности, проводимом один раз в два года. Тогдашний министр сельского хозяйства Александр Ткачёв отметил, что основной задачей его ведомства является выход на внешние рынки, присутствие России на которых оценивается величиной всего 0,2%. Одновременно с этим было озвучено мнение, что экспорт должен быть основан на высококачественной продукции, за которую иностранные потребители готовы платить большую стоимость.

С одной стороны, подобные предпосылки декларируют намерения обеспечить жёсткий контроль продовольственного сегмента, с другой – экспорт качественной продукции будет стимулировать заполнение рынка субпродуктами и дешёвыми аналогами. Парадоксальная ситуация, заключающаяся в том, что подобные «заменители» не только не способствуют снижению цен, но и переходят в средний ценовой сегмент, делает использование качественного сырья экономически нецелесообразным. Одновременно с этим увеличивается процент фальсификата, когда под видом натуральных продуктов питания реализуются спреды и растительные аналоги.

В качестве дополнительного регулятора рынка в Мособлдуме было предложено создать Министерство продовольственной безопасности, обладающее расширенным перечнем полномочий, обеспечивающих охват всех сегментов отрасли. В качестве одного из инициаторов проекта выступил Сергей Керселян — председатель комитета по вопросам аграрной политики и потребительского рынка, который отметил, что вследствие тесного взаимодействия с аграриями и производителями продуктов питания, а также на основании регулярно проводимых проверок в сфере качества и были сформулированы предложения по совершенствованию законодательства, а также созданию дополнительного надзорного органа.

Целесообразность создания министерства в рамках существующей государственной структуры

Ключевым вопросом, который возникает при детальном рассмотрении озвученной инициативы, является распределение полномочий с такими ведомствами как Роскачество, Росконстроль, Россельхознадзор и Роспотребнадзор. Для того, чтобы понять системность явления, стоит вспомнить заявление руководителя Роспотребнадзора Анны Поповой, которая отмечала, что специалисты организации могут оперировать понятием безопасности, но не качества. Что касается новой редакции Доктрины продовольственной безопасности, то вопросы качества товарной продукции в ней упоминаются вскользь, при этом основные акценты направлены на наращивании экспорта и повышения степени переработки сельскохозяйственной продукции.

Помимо действующих нормативных актов, к реализации готовится проект маркировки продовольственной продукции в соответствии с её показателями качества и безопасности, что одновременно с ужесточением ответственности за фальсификацию пищевых товаров, призвано стабилизировать ситуацию на рынке. В то же время экспертами отмечается высокая вероятность резкого повышения цен на товары массового потребления ввиду крайне сложной системы контроля. Иными словами, в России уже есть достаточное число надзорных и проверяющих органов, деятельность которых плохо регламентирована, но при этом предполагает перекрёстные проверки.

Что касается Министерства продовольственной безопасности, то пока не ясно, каким образом оно будет сформировано: как новая независимая структурная единица с выделением полномочий или как альтернатива уже имеющимся государственным структурам. Как первый, так и второй вариант вызывает сомнения в плане целесообразности его реализации, поскольку гораздо рациональнее было бы наделить имеющиеся ведомства недостающими полномочиями, под которые доработать законодательство.

Среди таких законодательных инициатив отдельного упоминания заслуживает проект Комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, направленный на уход от главенствующего ценового критерия в закупках продовольствия в сфере детского питания в образовательных учреждениях в пользу обеспечения необходимого уровня качества.

Таким образом, совершенствование нормативно-правовой документации уже идёт по целому ряду направлений, что предполагает положительный эффект для рынка и без создания дополнительного регулятора. В то же время новое министерство потребует дополнительного разграничения сфер влияния, что негативно скажется на сроках реализации проектов и инициатив. Сергей Керселян как один из инициаторов проекта создания нового министерства отмечал, что планируется наделить его не только надзорными полномочиями, но и предоставить роль стимулятора, инициирующего меры поддержки производителей. Такой охват может свидетельствовать лишь о слабой проработке нормативных основ, так что в ближайшие годы говорить о появлении нового органа государственной власти пока рано.
 

Темы публикации:Пищевая Промышленность
География:Россия
Комментарии