www.agropages.ru
AgroPages.Ru — это удобная информационная площадка для профессионалов агробизнеса.

Сегодня года.
Агропейджер
21.05.2018 12:40

Есть ли возможность и необходимость в переводе техники фермеров на природный газ?

Снижение стоимости сельхозработ неоднократно становилось предметом обсуждения. В качестве эффективного решения этой проблемы рассматривается перевод техники на газовое топливо. Однако у такого пути есть и объективные недостатки, которые нуждаются в подроб

Сложный путь и востребованность газового топлива в России

Задумываться о переходе на альтернативное топливо заставляет вовсе не рыночный дефицит, говорить и котором в стране-экспортёре нефти неуместно. Экспортная ориентированность в энергетическом секторе обусловливает привязанность к мировым расценкам, которые, несмотря на сложную внешнеполитическую ситуацию, неуклонно растут. Если принимать во внимание тот факт, что наиболее сильно от этого страдают сельское хозяйство и транспортная сфера, ситуация угрожает уже конкурентоспособности продукции нашего АПК как на внешнем, так и на внутреннем рынке.

Наиболее простым и относительно эффективным методом сокращения затрат на топливо является перевод техники на газ, причём эта процедура доступна как для новых машин и механизмов, так и для тех, что эксплуатируются не один десяток лет. Более того, чем старше автомобиль, тем более дешёвое и простое газовое оборудование требуется в него установить.

Однако здесь имеется принципиальный нюанс, обойти который не так просто. В настоящее время существует возможность перевода двигателя на одну из двух разновидностей газа – метан (или природный газ) и пропан-бутан (получаемый при добыче и переработке нефти). Вторая разновидность относительно дёшева и распространяется в сжиженном виде по цене 20-21 руб. за литр, причём оборудование, устанавливаемое в автомобиль, дешевле, чем для природного газа. Помимо этого, благодаря относительно невысокому давлению организовать как передвижной, так и стационарный заправочный комплекс проще, что и послужило толчком для активного развития сети таких заправок. Тем не менее, при переходе на пропан-бутан сохраняется зависимость от нефтяных котировок, так что подобную меру нельзя назвать полноценным переходом на альтернативное топливо.

Что касается метана, то он продаётся в сжатом виде по средней цене 13,4 руб. за метр кубический, делая перевод транспорта на него экономически весьма привлекательным. Основное же препятствие в этом случае — даже не стоимость переоборудования, а отсутствие развитой заправочной инфраструктуры. На сегодняшний день сеть заправочных станций насчитывает всего 354 объекта на территории всей страны, при том, что ещё в 2013 году была инициирована программа развития данного направления, а сеть АГНКС насчитывала 239 заправок. Вышеперечисленные объекты сконцентрированы возле крупных населённых пунктов, что не позволяет в полной мере использовать их для нужд АПК, а необходимость ехать до заправочного пункта несколько десятков километров ставит под сомнение и экономическую целесообразность проекта.

Таким образом, сложилась парадоксальная ситуация, когда развитию заправочной сети препятствует отсутствие должного уровня спроса в некоторых регионах, а спрос не увеличивается ввиду удалённости и малочисленности заправок.

Не стоит упускать из внимания и тот факт, что коммерческая и сельскохозяйственная техника – это дорогостоящее приобретение, снизить эксплуатационные расходы на которое можно только сохранив гарантию. При переоборудовании же даже в авторизованном сервисном центре действие гарантии прекращается, а спектр моделей, на которые газовое оборудование устанавливается серийно, крайне ограничен.

Перспективы развития и меры государственного стимулирования внедрения газомоторного топлива

Недостаточная интенсивность развития сети АГНКС хорошо известна властям, ввиду чего по итогам прошедшего 18 апреля совещания президентом был подписан пакет поручений, касающихся стимулирования данного сегмента топливного рынка.

Помимо этого, ещё в 2017 году были изменены правила субсидирования производителей автотранспорта на газовом топливе, вследствие чего в перечень объектов, на которых распространяется инициатива, попал и легковой автотранспорт, что способствует росту заинтересованности со стороны частных владельцев, создавая должный уровень спроса. Александр Амирагян — начальник Управления по ТЭК Аналитического центра при правительстве отмечает, что размер субсидии составляет 280 тыс. руб. на одно транспортное средство.

Также государство субсидирует и приобретение газомоторного топлива коммунальными службами, выделив по итогам 2017 года на эти цели 3 млрд. руб.

Что касается развития сети заправочных станций, то, по словам председателя совета директоров «Газпрома» Виктора Зубкова, уже к 2020 году холдинг намерен увеличить число станций до 500 (общий же план к тому же году – более 700 заправок различных компаний). Активное внимание уделяется и возможности размещения мобильных заправочных комплексов на территории фермерских хозяйств и сельскохозяйственных предприятий. Кроме того, прорабатывается и технология размещения блоков компримирования природного газа, позволяющих получать моторное топливо из традиционных газопроводов. Последний вариант наиболее перспективен, особенно в разрезе зарубежного опыта, где аналогичные установки позволяют организовать индивидуальную заправку даже в частном гараже.

Основным вопросом при этом, является уровень бюрократизации процесса, а также простота получения разрешительных документов, в том числе и на переоборудование техники, вопросу внесения соответствующих пометок в документы ГИБДД уделяет всё больше внимания.

Эксплуатация транспорта на газомоторном топливе, особенно в сельскохозяйственном сегменте, связана и с определёнными трудностями, а именно – существенное ужесточение требований безопасности, особенно при проведении ремонтных работ, дополнительные операции и процедуры при сервисном обслуживании, необходимость в специализированном оборудовании. Пойти на подобный шаг аграрии могут при сохранении текущей разницы в стоимости газа и традиционных тяжёлых видов топлива. Именно здесь и кроется основной вопрос – смогут ли надзорные ведомства предотвратить необоснованное удорожание газомоторного топлива при увеличении спроса на него. Аналогичная ситуация наблюдалась в части цен на дизель, которые уже сравнялись с бензином с высоким октановым числом. Препятствовать этому явлению может именно активное применение индивидуальных блоков компримирования.

Популяризация транспорта на газовом топливе, особенно в транспортной и сельскохозяйственной сфере – это закономерный и прогнозируемый процесс, которому способствуют не только экономические реалии, но и законодательные инициативы. В настоящее время уже сформировался необходимый технический потенциал, обеспечивающий массовость подобного перехода, вследствие чего в ближайшие несколько лет можно ожидать интенсивное развитие сети АГНКС и распространения специализированной техники.

Темы публикации:Техника
География:Россия
Комментарии