www.agropages.ru
AgroPages.Ru — это удобная информационная площадка для профессионалов агробизнеса.

Сегодня года.
Агропейджер
20.04.2018 07:57

Есть ли необходимость в создании рейтинга товаров?

Вопрос качества товаров в России остаётся открытым не одно десятилетие, а принимаемые меры показали низкую эффективность. Для решения данной проблемы Роскачество предлагает специализированный рейтинг для лучшего информирования покупателей.

Проблемы с качеством и эффективность дополнительных механизмов его оценки

Отрицать существование проблемы с качеством выпускаемой продукции, а также с наличием на рынке откровенных подделок не станет ни одни эксперт. Для выхода из сложившейся ситуации предлагалось множество решений, которые реализуются специалистами надзорных ведомств, общественными организациями, а также посредством частной инициативы. Тем не менее, достичь значимых результатов пока не удаётся.

На этом фоне в качестве альтернативных мер Роскачеством было предложено внедрение специализированного рейтинга, отражающего не только соответствие установленных параметров продукции требованиям нормативных документов, но и совокупность потребительских свойств товара. Инициатива направлена на обеспечение информирования покупателей о реальных характеристиках представленной на рынке продукции, дабы способствовать регулированию спроса в пользу добросовестных производителей.

С учётом того, что Роскачество является государственной структурой, уровень доверия со стороны граждан к подобной оценке будет фиксироваться на высоком уровне. Тем не менее, возникает вопрос о самой необходимости в подобном рейтинге, поскольку реальное противодействие поддельной и низкокачественной продукции он оказать не в состоянии.

В настоящее время множество информационных ресурсов предлагают собственные рейтинги, направленные на формирование у потребителя объективного понимания рыночной ситуации, поэтому о новизне идеи говорить не приходится. За время существования Роскачества уже была проведена проверка более 3 тыс. разнообразных товаров, причём к достоверности полученных результатов имеются вполне обоснованные претензии. Так, статс-секретарь Роспотребнадзора Михаил Орлов отмечает, что на основании предоставляемой Роскачеством информации его ведомство вынуждено проводить дополнительные проверки, результаты которых далеко не всегда совпадают. Кроме того, он отмечает и наличие вопросов к методикам испытаний и отбора образцов, что не может не отразиться на объективности исследований. Возникают вопросы и у производителей, поскольку проверить места проведения контрольных закупок, а также объёмы выборки не представляется возможным, как и отследить, что было закуплено – оригинальная продукция или подделка под известный товарный знак.

Стоит отметить, что проводимые таким образом исследования не учитывают присутствия на рынке фальсификата, имитирующего продукцию добросовестных компаний, ввиду чего их репутации может быть нанесён серьёзный урон. Что касается потенциальной опасности дополнительного регулирования спроса со стороны государства через подведомственное Роскачество, то данные опасения пока не имеют чётких оснований, поскольку результаты проверок не имеют законодательной силы.

В то же время, Виктор Евтухов — замминистра промышленности и торговли, заявил, что от Роскачества уже поступило около 20 предложений по внесению изменений в существующую нормативную базу. Такой подход в совокупности с внедрением рейтинга уже может дать серьёзные рычаги рыночного регулирования не так давно созданной организации, поэтому к инициативам следует относиться с повышенным вниманием. Если же рассматривать подобную практику по отношению к импортируемой продукции, отказаться от которой, по политическим причинам, не представляется возможным (например, овощи из Турции, активно возвращаемые на наш рынок под нажимом её правительства), то формирование негативного её имиджа у потребителей позволит сохранить определённый протекционизм для российских производителей.

Своевременность введения рейтинговой системы и её необходимость

Если проанализировать вышеописанную инициативу, то становится очевидно, что борьбу за качество необходимо начинать на более ранних этапах, нежели информирование конечного потребителя. Иными словами, государственный орган расписывается в собственной неспособности повлиять на ситуацию на рынке и перекладывает ответственность на покупателей, предоставляя им информацию о том, какая продукция не удовлетворяет предъявляемым требованиям.

В условиях, когда аналогичными рычагами воздействия обладают ещё и Россельхознадзор, и Роспотребнадзор, необходимость во внедрении рейтинговых оценок стремится к нулю. При этом для проведения исследований Роскачеством привлекаются лаборатории тех же Россельхознадзора, Роспотребнадзора и Росстандарта, что не позволяет говорить о самостоятельности данной организации. В подобной ситуации велика вероятность того, что декларируемый рейтинг станет не более чем красивым дополнением к перечню заявленных на упаковке товара преимуществ. С учётом того, что Роскачество уже реализовывало программу по рекламе товаров, одобренных экспертами, на которую потрачено 15 млн. руб., по прошествии года можно с уверенность сказать о неэффективности подобных мер. Финансирование организации осуществляется из федерального бюджета, что касается знака качества – то сертификация для производителей бесплатна.

Ключевым фактором, позволяющим охарактеризовать озвученную инициативу, является то, что она реализуется в рамках программы Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, одним из аспектов которой является формирование потребительской нетерпимости к подобным товарам. Подобные меры оправданы лишь при комплексном подходе одновременно с работой надзорных и правоохранительных органов, поскольку в условиях кризиса и снижения покупательской способности свободное присутствие на прилавках контрафакта с более привлекательной ценой сведёт все усилия на нет.

Эксперты отмечают, что рейтинг будет базироваться и на потребительских свойствах, важных для покупателя, но не отражённых в действующих нормативных актах. Такой подход вызовет интерес, но пока не ясно, как будет определяться степень значимости таких параметров, а также каким образом покупатель узнает, какие именно характеристики покупки легли в основу присвоенного рейтинга.

С учётом сказанного, а также того факта, что в стране действуют и иные программы как федерального, так и регионального уровня, конечной целью которых является присвоение продукции установленного знака качества в совокупности с добровольной сертификацией, подобный рейтинг не повлияет на общую ситуацию на рынке, поскольку доверие со стороны покупателей к новой оценочной системе ещё не сформировалось.

 

Темы публикации:Общество
Организации:Роскачество
География:Россия
Комментарии