www.agropages.ru
AgroPages.Ru — это удобная информационная площадка для профессионалов агробизнеса.

Сегодня года.
Агропейджер
02.04.2018 07:22

За фальсификат пищевой продукции могут ввести уголовную ответственность

Качество реализуемых в России продуктов питания всё чаще становится предметом обсуждения, при этом рынок изобилует откровенными подделками. Для разрешения подобной ситуации прорабатываются варианты максимального ужесточения ответственности за фальсификат.

Ситуация на рынке и предпосылки ужесточения ответственности

Первопричиной такого положения дел стало принятие запретительных мер на ввоз определённых групп товаров из стран, вводящих против России санкции. В результате чего для недопущения дефицита рыночную нишу заполнили продукты питания сомнительного качества, а также фальсификат. На первоначальном этапе с таким положением дел можно было смириться, однако ситуация имеет тенденцию к сохранению, а производители вместо расширения производства и инвестирования надеются на дальнейшее отсутствие конкуренции.

При этом следует понимать, что фальсификат – это вовсе не всегда опасный для употребления продукт. Чаще всего, это товар из низшей ценовой категории, который продаётся по среднерыночной цене за счёт умалчивания или введения в заблуждение по поводу его реального состава. К таким случаям относится, например, производство сыра из пальмового масла, завышение нормативного показателя трансжиров, сахара, консервантов, а также указание недостоверной информации о производителе.

Александр Бражко, координатор проекта «За честные продукты!» отмечает, что несмотря на существующие правовые акты, а также развитость надзорных органов, оценить долю фальсификата, пока не представляется возможным. Ссылаясь на данные Роспотребнадзора, он сообщил, что выявление подделок находится на отметке в 4%, которая не отражает реальную картину.

Сопредседатель союза потребителей «Росконтроль» Александр Борисов полагает, что такая ситуация свойственна не только отечественному рынку, но и другим развитым странам. По его словам, стремление получить дополнительную выгоду и низкая потребительская грамотность провоцируют производителей на выпуск суррогатов, доля которых варьируется в пределах от 40 до 70% по ряду направлений.

Грешат подобными нарушениями не только отечественные, но и зарубежные производители. Имеет место перемаркировка, когда под видом белорусских товаров нам поставляют откровенный фальсификат из Польши.

Такая ситуация негативно сказывается на состоянии российского АПК, поскольку даже снижение стоимости на молоко не вызывает стабилизации спроса на него, ставя животноводство на грань выживания. Что в дальнейшем приводит к снижению внутреннего потребления растениеводческой продукции, проблемам сбыта которой сегодня уделяется всё больше внимания.

Не так давно Роспотребнадзор провёл массовую проверку сыров отечественного и белорусского производства, в результате которой было установлено, что из 30 образцов 60% являются подделкой. Главной претензией к такой продукции является замена молочного жира растительными аналогами. Эксперты отмечают, что если ранее речь шла лишь о частичном замещении, то на сегодняшний день в ряде сыров молочная составляющая полностью отсутствовала. При этом, согласно действующей классификации, натуральным сыром можно называть лишь продукт, на 100% состоящий из молочного жира. Если же этот показатель составляет от 50% и выше, то речь идёт о сырном продукте, что должно быть отражено на упаковке. Разумеется, цена, которую можно установить на такой «продукт», существенно ниже, чем на натуральный сыр, что и провоцирует недобросовестных производителей на подобные манипуляции.

Новый законопроект и его потенциальное влияние на отечественный рынок

Ввиду сложившейся ситуации неоднократно поднимался вопрос об ужесточении ответственности за фальсификацию продуктов питания. К последней инициативе по этому направлению можно отнести законопроект, подготовленный Роспотребнадзором, предлагающий ввести уголовную ответственность за подобные нарушения.

Если подойти к сути вопроса, то требования к продуктам питания на самом деле не столь жёсткие, и принятие данного проекта не вызовет обоснованной необходимости в повышении цен. Фактически, требуется лишь указать точный состав, соответствующий принятому законодательству, а также адрес и реквизиты производителя. Тем не менее, глава Роспотребнадзора Анна Попова отмечает, что случаи выявления товаров, у которых на этикетке указан несуществующий производитель, довольно распространены.

Отмечается, что согласно действующему законодательству, надзорный орган может посетить производителя с проверкой не чаще 1 раза в три года при наличии жалоб от потребителей на опасную или некачественную продукцию. Величина административного штрафа при выявлении нарушений, как правило, варьируется в пределах от 300 тыс. до миллиона рублей.
Александр Батищев как представитель общественного движения в защиту прав потребителей полагает, что даже ужесточение ответственности не приведёт к резкому улучшению ситуации на рынке. Сама система тендерных закупок, ориентированная лишь на стоимость, не предполагает поставку в социальные учреждения натуральных продуктов. Что же касается указания на этикетке информации о несуществующем производителе, то разрешить проблему позволит введение обязательного требования к предоставлению всех реквизитов такой компании к каждой партии.

Несмотря на всю сложность, тот же Роспотребнадзор отмечает и положительную динамику, поскольку доля выявленного фальсификата снизилась с 8-10% в 2016 году до 4,5% в 2017 году. Глава же Россельхознадзора Сергей Данкверт отметил, что столь радужная оценка обусловлена исключительно несовершенством методики проведения проверки и необходимостью уведомлять субъект ревизии за 3 суток до визита контролёров.

Если рассматривать проблему комплексно, то вред тех или иных растительных аналогов или пищевых добавок не всегда научно доказан, однако потребитель, стремящийся к здоровому питанию, вправе получать достоверную информацию о продуктах, которые он приобретает. Тем не менее, эксперты отмечают, что регулярное употребление в пищу сомнительной продукции приводит к эффекту накопления в организме вредных веществ и провоцирует возникновение хронических заболеваний.

Сам же предлагаемый законопроект должен возыметь комплексное воздействие на отечественный рынок, переместив спреды и суррогаты в соответствующую ценовую нишу, а также полностью исключив появление на прилавках продукции, производителя которой невозможно установить. Этому будет способствовать и введение электронной ветеринарной сертификации в совокупности с изменением технического регламента, а также требований к маркировке продовольственных товаров.

Таким образом, уголовная ответственность за фальсификат в сфере производства и реализации продуктов питания – несомненно, важная и обоснованная мера воздействия, которая, тем не менее, не будет иметь должной эффективности при сохранении действующих полномочий и процедур для надзорных органов.

Темы публикации:Пищевая Промышленность
География:Россия
Комментарии