www.agropages.ru
AgroPages.Ru — это удобная информационная площадка для профессионалов агробизнеса.

Сегодня года.
Агропейджер
19.03.2018 14:04

Сервис доставки продуктов — объективная необходимость или дань моде?

Пока одни продовольственные ритейлеры только присматриваются к возможностям интернет-торговли, другие — успешно развивают сервисы по доставке продуктов покупателю на дом. Отдельная ниша — службы доставки продуктов из магазинов. В последнее время они попал

Перспективы перехода в сеть

Приобретение непродовольственных товаров посредством заказа в интернете уже стало обыденностью, специализированные площадки охватили практически весь спектр товаров и услуг. Более того, традиционные магазины также предоставляют возможность покупки, не выходя из дома, ввиду чего конкуренция в сегменте сильна как никогда. Покупатель получил возможность сравнивать десятки, если не сотни предложений, и выбирать оптимальные.

То же самое произошло и с ресторанным бизнесом, всё большая часть которого переориентируется на доставку. Логичным продолжением и развитием этой темы стало появление сервисов по доставке продуктов питания из супермаркетов и магазинов, которые появляются с завидной регулярностью.

С точки зрения ритейлеров – это серьёзный шаг, направленный на вовлечение в электронную торговлю новой целевой аудитории, которая на фоне падения объёмов продаж может поднять сегмент на недостижимую ранее высоту. Что касается накладных расходов, то усложнение логистики и неотъемлемое увеличение штата автоматически будет спроецировано на стоимость оказания услуг. Так, недавно запущенное приложение golamago предлагает доставку по фиксированной цене – 290 руб., в то же время популяризация службы может способствовать внедрению динамического ценообразования и снижению минимального ценового порога.

С точки зрения покупателя, особенно проживающего в крупных городах, такое решение также не только достаточно удобно, но и выгодно, поскольку транспортная доступность крупных гипермаркетов предопределяет дорожные затраты, сопоставимые со стоимостью доставки. Кроме того, проявляется и ещё одно преимущество –сокращение временных затрат. Что касается небольших городов, то непосредственная близость торговых точек пока не даёт раскрыть весь потенциал идеи, зато для маломобильных групп населения подобные службы – отличное решение.

Динамика и объём рынка

Сооснователь Data Insight Федор Вирин отмечает, что разница между интернет-торговлей непродовольственными товарами и продуктами питания столь же значительна, как и использование стационарного компьютера в сравнении с мобильным устройством. Эксперт прогнозирует, что сервис доставки продовольствия увеличит среднестатистический показатель заказов товаров в сети с 10 до 50 сделок на одного человека в год.

В настоящее время, по данным отчета Ассоциации компаний интернет-торговли, доля продуктов питания в российском интернет-секторе не превышает 2%. При этом доля пищевой продукции, включающей как готовые блюда, так и продукты, уже достигла 80 млрд. руб..

Если сервис доставки может быть относительно легко реализован на базе ритейлера, то следующий этап развития – создание торговой площадки, ориентированной на непосредственную доставку с собственных складов, наполняемых напрямую от поставщиков, без традиционных магазинов. Это может не только дать толчок отрасли, но и снизить итоговую стоимость покупок. Связано это с тем, что помимо высвобождения помещений розничной торговли, сокращается численность персонала, отпадает необходимость в специализированной раскладке (на этом уже экономит сеть супермаркетов «Светофор»), а все расчёты переходят в безналичную форму.

В настоящее время это открытая ниша, которая лишена внутренней конкурентной среды и оттого не монополизирована, в результате чего сохраняется возможность создания цивилизованного рыночного сегмента, а также открыть рынок для тех производителей, которые не могут обойти искусственные барьеры сетевых магазинов.

Пока же, по данным PwC, только 14% россиян совершали приобретение продуктов питания через интернет. О своём намерении в скором времени освоить новый рынок уже заявил «Ашан», а «Глобус» и «Салатница» приступили к реализации пилотных проектов. «Глобус гурмэ» начала сотрудничество с компанией-перевозчиком Gett, чтобы максимально использовать имеющиеся ресурсы и войти в сегмент в сжатые сроки.

Ещё одним инструментом развития может послужить переход оптовых интернет-площадок (agro24.ru или Yorso) в сферу розничных продаж, поскольку процесс будет базироваться на имеющейся базе с поэтапным сокращением объёмов доставляемых партий.

Объективные трудности

Ключевым фактором развития сервиса доставки продуктов является удобство и оперативность, связанные с наличием/отсутствием собственных складских площадей, а также грамотной логистикой. Если при создании площадки на основе существующего ритейлера первый фактор решается автоматически, то второй остаётся открытым вопросом. Так, Денис Васильев, директор по электронной коммерции ТД Перекресток, отмечает, что основным препятствием является именно отсутствие компаний, способных выполнять доставку с соблюдением всех санитарных норм, а также осуществлять оперативный расчёт с предоставлением частичного возврата.

В свою очередь Иван Кургузов, руководитель кластера «РАЭК/Электронная коммерция», пояснил, что прорывного роста от подобных нововведений ожидать не приходится, и этому способствуют некоторые законодательные нюансы. Так, по его мнению, до тех пор, пока на электронных площадках не появится возможность продавать алкогольные напитки, ниша доставки продуктов сохранит свою ограниченность. Утверждение достаточно спорное, но не лишённое оснований — так популярность приобретения продуктов онлайн будет несколько ниже, поскольку при крупных закупках к праздникам сохранится необходимость посещения реального магазина для покупки алкоголя. Кроме того, этот высокомаржинальный товар позволит компенсировать стоимость доставки, требующей соблюдения строгого температурного режима для разных продуктовых групп.

Стоит помнить и о том, что старшее поколение практически выпало из интернет-сферы по причине отставания внедрения подобных технологий в нашу жизнь. Ввиду этого отечественный рынок не был готов к активному продвижению сервисов доставки продуктов, поскольку клиентская база была естественным образом ограничена. В настоящее время сформировалась средневозрастная группа, активно использующая онлайн-технологии и обзаведшаяся собственным бытом, что и позволяет говорить об открывающемся потенциале.
Подводя итог, можно отметить, что сервис доставки продуктов питания пока находится в стадии первичного формирования. Он ещё не имеет четко сформированной целевой аудитории и остаётся прерогативой крупных городов, но перспективы, открываемые с его помощью, столь велики, что уже в ближайшие годы он станет неотъемлемой частью нашей жизни.

Темы публикации:Ритейл
География:Россия
Комментарии