Что мешает России преодолеть дефицит сельскохозяйственной техники?
Количество во вред качеству
Россия давно уже показывает себя страной парадоксальной во многих отношениях. Имея огромный аграрный потенциал и почти половину всех черноземов мира, она не является лидером на сельскохозяйственном рынке. С 1/10 частью мировой пашни в своем распоряжении и 1/5 частью запасов пресной воды она импортирует овощи из других стран. Наконец, сложилась ситуация, когда активная государственная поддержка привела к расширению посевных территорий и феноменальному объему урожая и злаков, однако аграриям просто нечем все это богатство собирать.
Высокий уровень механизации современного сельского хозяйства позволил кардинально преобразить отрасль и вывести ее на новый уровень. Таким образом, даже относительно небольшое количество работников агропромышленности в состоянии обеспечивать продовольствием все остальное население страны.
Однако на жизненном пути российских аграриев постоянно встают трудности: и проблемы транспортировки урожая в дальнее зарубежье, и острая конкуренция с другими странами-производителями, а теперь еще и недостаточная техническая оснащенность.
Последний фактор является больной темой еще со времен Советского Союза, когда количество тракторов и комбайнов впечатляло не меньше, чем степень их отсталости по сравнению с западной техникой. А уже после распада Союза, когда аграрная отрасль снова стала наращивать обороты, стало понятно, что с имеющимся оборудованием работать не получится. Отечественные машиностроительные заводы по-прежнему изготавливали устаревшие модели советского образца, чья сомнительная надежность и непродуктивность вынуждала импортировать технику из Америки и Европы.
Современное машиностроение
О текущем состоянии машиностроительной отрасли в России можно судить по его доле в ВВП страны – менее 0,1%. Таким образом, фермерства малого и среднего размера не в состоянии поддерживать свою технику на должном уровне и своевременно обновлять автопарк. Крупные же предприятия предпочитают заказывать технику из-за рубежа. В обоих случаях такая ситуация приводит к крайне низкой загруженности производственных мощностей при объективно огромном потенциале и агропромышленной, и машиностроительных отраслей России. В связи с курсом правительства на импортозамещение части продуктов питания АПК начал стремительно развиваться и требовать соответствующего обеспечения – комбайнами, тракторами и прочей техникой.
Зерновая сытость при техническом голоде
Еще в прошлом 2016 году аграрии забили тревогу: пока Министерство сельского хозяйства хвасталось все возрастающим валовым сбором зерна, Сибири и Дальнему Востоку из-за краткого периода сельскохозяйственных работ чудовищно не хватало техники. А государство по-прежнему опрометчиво обещает к 2020 году собирать ежегодно по 160 млн. тонн урожая, а к 2030 году – все 130. При этом дефицит техники уже составляет свыше 300 тыс. единиц, среди которых не менее 150 тыс. тракторов, около 80 тыс. зерноуборочных комбайнов и 30 тыс. кормоуборочных.
Чтобы стабилизировать ситуацию, необходимо ежегодно приобретать как минимум 1/3 по каждому виду требуемой техники, заявляют эксперты. Однако на данный момент даже при условии абсолютно беспрецедентной правительственной помощи ее закупается в 3 раза меньше.
Курс на перевооружение
Данные Росстата демонстрируют печальные показатели: в 2000 году предприятия имели более 700 тыс. тракторов и порядка 200 тыс. комбайнов, а в 2014 году эти цифры составили 240 и 60 тыс. соответственно. Из оставшегося количества 2/3 устарело морально и износилось физически, что не может не сказываться на рентабельности агропредприятий. На обслуживание и ремонт такой техники уходит много ресурсов без сопоставимой отдачи, так как при сборе урожая потери зерна оказываются слишком высокими.
Несмотря на то, что сейчас в стране функционирует около 300 машиностроительных заводов, они не в состоянии полностью удовлетворить запросы аграриев. Даже весь Алтайский край, где более всего сосредоточена промышленность по выпуску оборудования и машин для сельского хозяйства, в год покрывает лишь 30% общей потребности. Приходится латать дыры посредством импорта, который достигает 66% по закупке тракторов, свыше 20% на зерноуборочную и 22% на кормоуборочную технику. А все садоводческие и свеклоуборочные машины в полном объеме идут из-за рубежа.
Причем только девальвация отечественной валюты позволила российскому машиностроению хоть как-то конкурировать с импортными производителями. По данным представителя «Росагромаша», только с 2016 года постепенно начало расти производство и даже экспорт нашей сельхозтехники – на 2,7 тыс. единиц или на 20%. Особенно продуктивно показал себя тракторный завод в Санкт-Петербурге, реализовавший 17% из указанного объема, а также машиностроительная компания «Клевер», базирующаяся в Ростове. Главными же потребителями выпускаемой российской техники выступили сельскохозяйственные предприятия Казахстана.
Поможем всей страной
Петр Чекмарев призывает Минпромторг и Минсельхоз оказать всеобъемлющую поддержку каждому региону для совместного решения проблемы технического оснащения сельского хозяйства. Пока помощь выразилась в скидке на отечественное оборудование в размере 25-30% для различных областей страны, правда, воспользовалось субсидией лишь 56 заводов из всех трех сотен.
Одновременно было разработано целое направление господдержки машиностроительной отрасли, размер которой в денежном эквиваленте в 2016 году составил 8 млрд. руб. Задача этих субсидий состоит в компенсации расходов предприятий на новые разработки, обучение квалифицированных специалистов, уплату утилизационного сбора и прочие производственные траты. Таким путем правительство пытается создать для производителей максимально комфортные условия для сосредоточенности исключительно на совершенствовании, оптимизации и расширении производства, чтобы импортозамещение коснулось не только продуктов, но и промышленной техники.