Завышенные цены на продукты в Крыму вызывают все больше недовольства
Объективные факторы и общая ситуация в Крыму
До вхождения полуострова в состав Российский Федерации этот курорт считался одним из самых дешёвых, что было обусловлено множеством факторов, включая разный уровень жизни в соседних странах, стабильный поток туристов, разумно выстроенную логистику. После изменения официального статуса и фактического разрыва связей с украинской стороной возникли определённые сложности в снабжении Крыма, которое теперь осуществляется через паромную переправу, а также в построении новых экономических связей, необходимость в которых обусловлена сменой поставщиков и переходом на новую национальную валюту.
Всё это в конечном итоге привело к тому, что регион оказался в сложной ситуации, когда объёмы туристической отрасли серьёзно уменьшились ввиду ограниченной пропускной способности имеющихся транспортных путей. Помимо того, пострадало и сельское хозяйство, поскольку Украина перекрыла как питьевое, так и оросительное водоснабжение. Разумеется, это не могло не сказаться на себестоимости сельскохозяйственной продукции, ввиду чего выросли и розничные цены.
В текущей ситуации стоит упомянуть и ещё об одном факторе, а именно – росте цен на непродовольственные товары, доставляемые с материка, при сохранении уровня доходов граждан на прежнем уровне. Этот рост характерен для всей страны и не является признаком данного региона, хотя увеличенные расходы на доставку также играют свою роль. Дело в том, что переход на рубль совпал с резким обвалом его курса, что при значительных объёмах импорта и привело к снижению покупательской способности. Традиционные же источники пополнения бюджета, а также дополнительные доходы граждан сейчас сильно ограничены спадом туристической активности, и ситуация вряд ли кардинально изменится в ближайшие пару лет.
Ввод в эксплуатацию моста через Керченский пролив, а также завершение реконструкции главного крымского аэропорта позволят снять логистические ограничения и существенно удешевить доставку. Однако, как показывает практика, для решения подобных задач, помимо устранения объективных препятствий, следует применять и меры административного воздействия к недобросовестным игрокам рынка.
Субъективные факторы и цепная реакция на ценовую политику в Крыму
Нынешний курортный сезон уже ознаменовался спадом интереса потенциальных туристов к данному направлению ввиду необоснованного завышения цен на оказываемые услуги, а также их несоответствия общепринятым стандартам. Это связано с желанием местных предпринимателей компенсировать спад доходности от снижения объёмов продаж за счёт наращивания цен.
Как сообщил Игорь Артемьев, глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС), ситуация со стоимостью продуктов в прибрежной зоне обусловлена исключительно картельным сговором. По его словам, это стало возможным ввиду отсутствия прямых договорённостей между производителем и реализатором, активной ролью посреднических структур, а также завышением логистических расходов.
На такое положение дел обратил внимание и глава региона Сергей Аксенов, который отметил, что разница в стоимости товаров в центральной части полуострова и курортной зоне может достигать троекратной величины.
У данной ситуации есть и более веские предпосылки. Дело в том, что рост цен стал наблюдаться ещё в 2015 году, и уже тогда власти региона фактически расписались в собственной недееспособности по данному вопросу. Как отмечал Андрей Скрынник, министр промышленной политики региона, подавляющее большинство участников рынка являются частными предпринимателями, и диктовать им величину объективно допустимой наценки не представляется возможным.
Спекулятивная составляющая подтверждается и мнением Елена Пинчук — профессора кафедры «Финансы и кредит» СевГУ, которая, основываясь на результатах мониторинга ценовой политики в целом по стране, пришла к выводу, что по ряду позиций Крым уже вышел в лидеры по стоимости продуктовой корзины среди всех регионов Южного Федерального округа.
Основной проблемой является то, что и по окончании курортного сезона стоимость продовольственных товаров не снижается. Этому способствует и отсутствие в Крыму конкуренции крупных федеральных сетевиков, опасающихся открытой экономической деятельности в регионе, которая может привести к наложению отраслевых санкций. Ввиду этого даже мелкий и средний бизнес, ориентируясь на средние цены в населённых пунктах, вопреки разумным правилам торговли необоснованно завышает цены.
Такое положение дел провоцирует цепную реакцию, происходящую по схеме: логистические сложности спровоцировали снижение турпотока – местные предприниматели, стремясь компенсировать недополученную прибыль, взвинчивают цены – привлекательность региона падает – количество приезжающих неуклонно снижается.
Эксперты уже прогнозируют провал этого туристического сезона ввиду несоответствия стоимости товаров и услуг их качеству.
Механизмы выхода из кризиса и выработка методов рыночного регулирования
В настоящий момент коренного изменения ситуации ожидать не стоит — у властей региона попросту нет действенных рычагов управления сферой торговли, а применяемые административные меры могут иметь лишь локальный и временный характер. Зато через пару лет появятся инструменты, способные при грамотном их использовании и активной работе ФАС действительно повлиять на продовольственный рынок. Дело в том, что решение логистических проблем региона позволит даже при отсутствии фактического интереса со стороны крупных сетей привлечь в Крым поставщиков сельскохозяйственной и продовольственной продукции. Это обловлено тем, что на основной территории России влияние ритейлеров столь велико, что мелкий и средний бизнес попросту не может пробиться к покупателю. А наращивание объёмов производства и повышенный интерес властей уже спровоцировали увеличение предложения в данной сфере. Таким образом у Крыма появляется уникальный шанс, при отсутствии засилья со стороны сетевых компаний, обеспечить беспрепятственное вхождение на рынок непосредственных производителей, что может не только способствовать удержанию цен на разумном уровне, но и сделать их существенно ниже, чем в том же Краснодарском крае.
Ввиду этого, властям региона следует начать крупномасштабную подготовку альтернативных торговых площадок, снижение административных барьеров при одновременной активизации соответствующих служб, отвечающих за недопущение спекуляций и монополизации рынка. Результаты такой работы проявятся не ранее, чем через 2-3 года, в противном же случае Крым может столкнуться не только со снижением интереса со стороны туристов, но и с оттоком местного трудоспособного населения.