www.agropages.ru
AgroPages.Ru — это удобная информационная площадка для профессионалов агробизнеса.

Сегодня года.
Пресс-релизы
06.07.2017 08:56

Грейдеры – 2017 год: что имеем и чего ждем?

В настоящей статье разберем итоги, к которым к окончанию рецессии в российской экономике подошел рынок дорожно-строительной техники в целом и сегмент грейдеров в частности.

Рассмотрим технические характеристики рыночных новинок в сравнении с эксплуатируемыми  моделями грейдеров. Проанализируем сложившиеся тенденции и попытаемся описать наиболее вероятные варианты развития рынка.

Для начала уточним, что под грейдерами в настоящей статье мы будем понимать только самоходные машины (иначе – автогрейдеры), предназначенные для выравнивания участков поверхности, очистки от снега, перемещения грунта. Различные варианты буксируемых (прицепных) землеройных машин рассматриваться здесь не будут.

Тенденции рынка

По данным опубликованным агентством РБК со ссылкой на исследования Global Reach Consulting  в 2009 году износ дорожно-строительной техники в России приближался к отметке 50 %. А уже в феврале 2011 года специализированное издание «Дороги» оценивало степень износа техники уже в 70 %. Поэтому подъем в межкризисные годы рынка специализированной дорожной техники был ожидаем и оправдан. Строительные компании вкладывали значительные средства в обновление технического парка и его расширение. В 2013 году общий объем рынка оценивался в 280 млрд. руб., только автогрейдеров было произведено и ввезено из-за рубежа 1 634 единицы (за вычетом экспорта). По понятным причинам (обвал рубля) в кризисные годы рынок сокращался, в первую очередь, за счет импорта. Так, если за 2014-2015 год внутренне производство грейдеров упало в 2 раза, то ввоз импортных – в 6,5 раз. Экспорт, кстати, тоже удвоился, но и в физическом (65 вывезенных против 104 импортированных) и денежном выражении все равно значительно уступал импорту.

В 2016 году на рынке наступило долгожданное оживление. Рост спроса вызвал рост производства и импорта, но сделал менее привлекательным экспорт (падение на 46 % - до 35 единиц). Отток предложения на внутренний рынок, возможно, объясняется тем, что для выхода на рынки внешние экспортеры шли на демпинг — предлагали технику по ценам, не покрывающим свои издержки. В пиковом для экспорта 2015 году средняя цена экспортируемого грейдера, от отечественного производителя составляла $ 98,5 тыс., а иностранный грейдер в России предлагался за $ 152 тыс.  В отсутствие мер государственного субсидирования экспорта и собственного финансового «буфера» покрывать убытки можно только из текущей прибыли, поэтому  производитель немедленно переориентировал товарный поток в сторону возросшего платежеспособного внутреннего спроса. В целом поведение российского рынка грейдеров в 2013-2016 годах выглядит так:

Объем, шт.

2013

2014

2015

2016

Внутреннее производство

984

774

482

514

Импорт

679

470

104

151

Экспорт

29

48

65

35

Внутреннее потребление

1634

1196

521

630

Два слова о странностях экспорта и импорта. В 2016 году, несмотря на рост платежеспособного спроса внутри страны, значительная часть экспорта (13 машин — 37 %) ушла на Украину, еще 17 % в Узбекистан и Молдову (4 и 2 машины соответственно) – ценовые аутсайдеры среди рынков. То есть, там где разница в цене является решающим фактором выбора техники, российские производители выигрывают и не демпингуя. Второе замечание на самом деле совсем не странное: импорт новых и б/у машин в 2015 году потерял 70 % совокупной стоимости, а рынок запасных частей для них только на 30 %. В период кризиса строители предпочитают не покупать новую, пусть даже и более дешевую отечественную технику, а поддерживать работоспособность эксплуатируемых импортных машин.

Вообще, исследователи рынка отмечают еще одну интересную особенность – резко обозначенную дифференциацию рынка. Часть потребителей, успевшая привыкнуть к «брендовой» импортной технике (в т.ч. организации, работающие на стройках федерального значения), никогда не будет работать с отечественным оборудованием. Резкое ослабление рубля и введение утилизационного сбора поставило таких потребителей в весьма сложное положение. Возможно, для удовлетворения потребностей  в стране оживится рынок аренды подержанных грейдеров от мировых брендов. По крайней мере в последний год все указывает на достаточно быстрый (5-7 %) рост этого рынка.

Основные производители

Структура первичных поставщиков на российском рынке тоже весьма своеобразна. Отечественные машины производятся, главным образом двумя предприятиями: брянским заводом «Арсенал» (324 машины в 2016 году) и челябинским заводом дорожно-строительных машин (ЧCДМ им. Колющенко — 177 машин). Таким образом, в совокупности эти предприятия занимают 97,5 % отечественного сегмента новых машин. Однако, оба предприятия входят в одну группу «Базовый элемент». Так что конкуренция между ними весьма условна, что при снижении доступности импортной техники не замедлило сказаться на ценовой политике. Так, за 2013-2016 годы цены на российские грейдеры выросли на 42 %, в то время как средний курс доллара США за это время вырос на 92 %. Частично это может быть оправдано повышением стоимости импортных материалов и комплектующих.

В импорте грейдеров лидерство прочно закрепили за собой фирмы из Китая и США, в 2016 году (151 грейдер) их доля составила 41 и 36 процентов иностранного сегмента соответственно. Еще 10,6 % - Бразилия.

Модельный ряд отечественной техники

Сегмент отечественной техники представлен машинами серий ГС и ДЗ.

Грейдеры серии ГС: эксплуатационная масса от 7,7 тн до 18,8 тн, двигатель – дизельный ММЗ мощностью  от 78 до 240 л.с., длина отвала до 4270 мм. Самые тяжелые в серии машины ГС 25.09 оснащаются гидромеханической трансмиссией и автоматической коробкой передач ZF. Выпускаются заводом «Брянский арсенал». Из новинок можно отметить легкий ГС-10.10, предназначенный для содержания и ремонта дорожного полотна:

Колесная формула — 1 х 2 х 2 (полный привод)

Двигатель – ЯМЗ (Cummins), 15 л.с.

Эксплуатационная масса – 8,5 тн.

Длина отвала – 3 300 мм

Современная кабина с повышенной эргономикой и увеличенной обзорностью оператора

Усиленная жесткость крепления бульдозерного отвала за счет треугольной усиленной конструкции

Упрощенный ремонт и обслуживание за счет замены металлических трубопроводов на РВД

Челябинский завод им. Колющенко предлагает чрезвычайно мощный, условно «бюджетный», автогрейдер ДЗ-98. Пертурбации валютного курса и вызванный ими рост аппетитов отечественных производителей спецтехники, породили своеобразный ценовой феномен: приобретать новый грейдер у добросовестного посредника стало выгодней, чем у производителя. «Машсервис», к примеру, предлагает тяжелый автогрейдер ДЗ-98 восстановленный после капитального ремонта  всего за 3 млн. 900 тыс. руб.  , а новый за 5 млн. 700 тыс. руб. (намного ниже нижней границы «ценника» ЧСДМ).  Масса – 20,6 тн, двигатель - ЯМЗ-238НД3, 250 л.с. (по заявке заказчика возможна замена на Cummins той же мощности), механическая трансмиссия, длина отвала – 4100 мм, заглубление – 500 мм. Это мобильная, надежная, простая в управлении и неприхотливая в эксплуатации машина. Она специально проектировалась для выполнения больших объемов землеройных работ, планирования больших площадей местности, при строительстве дорог большой протяженности. Эта модель хорошо изучена эксплуатирующими и ремонтными организациями. При этом, по результатам эксплуатации,  конструкция постоянно совершенствуется. Очевидный плюс модели – шаговая доступность запасных частей для ремонта в случае поломки. Каждый грейдер комплектуется набором навесного рабочего оборудования в соответствии с пожеланиями заказчика. 

 Небольшое отступление. Введение в 2016 году в действие утилизационного сбора, уплачиваемого при приобретении новой техники, значительно усложнило для покупателей процесс обновления машинного парка. Одним из способов оптимизации расходов становится приобретение восстановленной техники. Крупные специализированные поставщики дорожной техники, как правило, владеют производственными мощностями и компетенциями, необходимыми для качественного выполнения капитального ремонта машин с полным восстановлением технического ресурса. Такой ремонт, заключающийся в полной замене всех ответственных узлов и агрегатов современными аналогами, требует решения сложных инженерных задач, а по объему работ и качеству получаемых машин сопоставим с полноценной модернизацией. При восстановлении обеспечивается выполнение всех требований современных государственных и отраслевых стандартов, технических регламентов, руководящих документов надзорных органов. В технической документации отражаются сведения о всех внесенных в конструкцию изменениях.

На сайте компании «Машсервис» ms-74.ru можно ознакомиться с техническими характеристиками новых и восстановленных образцов грейдерной техники, при необходимости проконсультироваться с квалифицированным менеджером, который поможет подобрать вариант, в максимальной степени соответствующий эксплуатационным требованиям и бюджету покупателя.

Совместное предприятие группы «Базовый элемент» и американского производителя дорожной техники «Terex»  на производственных мощностях в России выпускает средние и тяжелые автогрейдеры серии TG. Эксплуатационная масса этих грейдеров от 15 до 22,5 тн. На машину по выбору заказчика устанавливается дизельный двигатель ЯМЗ или Cummins мощностью до 262 л.с. Трансмиссия – гидромеханическая, комфортабельная кабина с эргономичным рабочим местом оператора и высокой степенью автоматизации управления. Рациональное расположение узлов и агрегатов, в т.ч. и под капотом, обеспечивает их доступность для обслуживания и ремонта.

Иностранный сегмент

Как уже отмечалось выше, импортная техника большей частью представлена китайскими и американскими образцами. Структура ценообразования включает в себя дополнительные расходы, такие как таможенные пошлины, акцизы и таможенные сборы, что приводит к значительному удорожанию зарубежной продукции в сравнении с российскими аналогами. Однако, ведущие мировые производители за счет локализации производства постепенно возвращают утраченные после ценового обвала рыночные позиции. На территории РФ открыли дочерние производства японские Komatsu и Hitachi, американский Caterpillar, германский Terex. Из иностранных новинок отметим:

LiuGongCLG 42166wd(LiuGong Machinery, Китай):

Средний класс

колесная формула – 1х3х3

двигатель: Cummins 6CTAA8.3 (215 л. с.)

Эксплуатационная масса: 16,5 тн

Мосты – MERITOR.

Мультитандемный распределитель HUSCO.

Рулевое управление – Eaton (США).

Тормозная система – MICO (США)

Электроника – Siemens VDO

Подшипники ходовой части – NSK.

Грейдер оборудован кондиционером, печкой и автомагнитолой.

Caterpillar 120М  (США):

Средний класс

Эксплуатационная масс – 16,875 тн (в стандартном оснащении)

Двигатель – Cat C6.6 ACERT (140 л.с.)

Система регулирования мощности VHP Plus – до 185 л.с. на 8-й передаче

Коробка передач – автоматизированная программируемая

Длина отвала – 3 700 мм

Резюме

Минэкономразвития России прогнозирует на 2017 год небольшой рост объемов дорожного строительства – порядка 0,8 %, в последующие годы – 4 %. Выполнение прогнозного плана вызовет повышение спроса на автогрейдеры и другую дорожную технику, а также запасные части и материалы для ее ремонта. Т.к. в предыдущие годы парк машин практически не обновлялся спрос на грейдеры будет расти быстрее объемов работ.

Основными регионами потребления техники традиционно останутся Москва и Санкт-Петербург, а также Урал и Сибирь. Давно замечено, нефтедобывающие регионы обладают большими финансовыми ресурсами, а также характеризуются более острой потребностью в строительстве дорожных сетей.

Комментарии