www.agropages.ru
AgroPages.Ru — это удобная информационная площадка для профессионалов агробизнеса.

Сегодня года.
Агропейджер
01.05.2017 13:57

Соли и сахара в продуктах будет меньше

Чиновники Министерства здравоохранения РФ выступили с неожиданной инициативой. Они предложили ограничить в продовольственной продукции концентрацию таких ингредиентов, как соль и сахар.

Также, по их мнению, в выпускаемых российскими изготовителями продукции содержится много трансизомера жирных кислот, животных насыщенных жиров.

Не секрет, что регулярное употребление в пищу таких продуктов питания приводит к ожирению и пагубно сказывается на здоровье. Планируются, что предложенные представителями ведомства изменения будут рассмотрены странами-участницами ЕЭС.

При этом в пресс-службе Минздрава России уточнили, что разработанный проект находится на стадии обсуждения межведомственными комиссиями. В частности, он предусматривает введение рекомендуемых норм, касающихся концентрации соли в мясных изделиях и рыбной продукции, полуфабрикатах. Вместе с тем, товары, в которых концентрация соли будет превышать рекомендуемые параметры, могут обложить дополнительным налогом с продаж.

Суровая реальность

Роспотребнадзор поддержал инициативу Минздрава. Правда, с одной лишь оговоркой. Согласно действующему законодательству, никто не может заставить изготовителей ограничить концентрацию соли, сахара и других компонентов в производимых ими продуктах питания. Единственное, что могут сделать специалисты Роспотребнадзора – разработать новую документацию на маркировку продовольственной продукции, которая обяжет владельцев брендов отражать на этикетке более подробную и достоверную информацию о составе того или иного товара.

Согласно действующим требованиям, производители продуктов питания должны указывать на этикетке массовую долю жиров, а также углеводов. Но дело в том, что эта информация касается исключительно среднесуточной потребности взрослого человека. Что же касается правдивых данных о степени концентрации в продовольственной продукции животных жиров, соли с сахаром, то покупатели по-прежнему не имеют к ним доступа.

Сергей Юшин, глава исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации, уверен, что над рецептурой пищевой продукции должны работать ученые. Только они способны найти оптимальное решение. Тем не менее, в данном вопросе главное – не переусердствовать, руководствуясь принципом «лучше недосолить, чем пересолить». В конце концов, если потребитель купит ту же колбасу, и она будет недостаточно для него соленной, он может в домашних условиях изменить ее вкус. А вот осуществить обратный процесс невозможно.

В свою очередь Екатерина Кантор, член Национального союза мясопереработчиков, уверяет, что уменьшить концентрацию соли в продовольственной продукции, не навредив ее качеству, вполне возможно. Так как в соответствии с существующими стандартами и техническими нормами ее нормируют с формулировкой «не более». При этом концентрация сахара и вовсе не нормируется.

Вячеслав Лашманкин, исполнительный директор Ассоциации предприятий кондитерской промышленности, придерживается мнения о том, что изменить концентрацию сахара в хлебобулочных изделиях будет не так-то просто. Их рецептура была разработана и утверждена еще в эпоху существования Советского Союза. Однако безвыходных ситуаций нет — можно создать отдельную линейку продовольственной продукции, которая будет отличаться пониженной концентрацией сахара.

Мнения расходятся

Безусловно, инициатива Минздрава заслуживает поддержки. Более того, представители этого ведомства выступили с еще одним интересным предложением. Они хотят уменьшить в разы рекламу продуктов питания, которые способны навредить здоровью человека. К ним относится не только фаст-фуд, но и сладости с газированными напиткам, снеки с чипсами, энергетические шоколадные батончики, колбасные изделия. К слову, эта инициатива уже нашла отражение в утвержденной правительством стратегии, направленной на формирование ЗОЖ населения РФ до 2025 г.

Впрочем, эксперты считают, что предложение Минздрава трудновыполнимо. Ведь требуется разработать множество универсальных критериев, по которым соответствующие специалисты будут определять, является та или иная пища вредной.

Но как бы оно там ни было, а рекламы вредной еды действительно должно быть меньше, так как она адресована детям. А это – будущий генофонд нации. По этой причине один из пунктов предложения Минздрава, который предусматривает ограничения на съемки в рекламных роликах несовершеннолетних детей, также заслуживает уважения.

Если о степени вреда, который причиняют здоровью те или иные продукты питания, можно спорить целыми годами, то со сладкой газировкой все предельно понятно. Специалисты единодушно заявляют, что газированные напитки наносят однозначный и значительный ущерб организму человека.

Например, Елена Щетинина, известный врач-диетолог и эндокринолог, предупреждает, что опасность представляют и те напитки, которые не содержат различных сиропов. Ведь в их составе присутствуют фосфаты, которые провоцируют разрушение костей. В особенности увлекаться ими не стоят детям. Любая газировка способствует вымыванию из организма такого важного для развития скелета элемента, как кальций.

Противоречивый список

Единственное, с чем не согласна Елена Щетинина, так это с тем, что Минздрав включил в список вредной продовольственный продукции шоколадные и колбасные изделия. Она уверена, что они очутились там совершенно случайно. Скорее всего, сыграла свою роль недальновидность некоторых советников ведомства, которые имеют весьма специфическое представление о стратегии ЗОЖ.

Однако Елена Щетинина не опровергает того очевидного факта, что на полках российских магазинов можно отыскать немало некачественной шоколадной и колбасной продукции. Первая, как правило, содержит не какао-бобы, а искусственные заменители и пальмовое масло. Последняя же состоит из меланжа соевых наполнителей и различных усилителей вкусов.

К сожалению, подавляющее большинство россиян не вчитываются в этикетке продуктов питания, которые они приобретают в магазинах. Да и непростая экономическая ситуация в стране только усугубила проблему. В связи с падением доходов потребители вынуждены посещать бюджетные супермаркеты, а не продовольственные рынки, органические магазины, фермерские лавки.

На качество производимой продовольственной продукции влияют и требования современных российских ГОСТов. В отличие от советских, они более лояльные. Сейчас один и тот же товар, выпускаемый под единым брендом, может быть изготовлен на разных фабриках по отличающимся друг от друга рецептурам. И покупатель никогда не знает, что его ожидает под упаковкой.

Возможно, представителям Минздрава необходимо разработать единый для всей страны стандарт. Конечно же, многие производители будут недовольны такому нововведению. Но в итоге в выигрыше окажутся все. А самое главное – потребители, наконец, перестанут покупать «кота в мешке». Они будут наверняка знать, что приобретают качественный товар, который не нанесет вреда их здоровью.

Комментарии