www.agropages.ru
AgroPages.Ru — это удобная информационная площадка для профессионалов агробизнеса.

Сегодня года.
Агропейджер
17.04.2017 06:05

Торговые сети двукратно увеличили наценки

Согласно последним данным, которые обнародовали поставщики продовольственной продукции, крупные ретейлеры увеличили наценку на продукты питания в два раза.

Вместе с тем, после принятия нового закона «О торговле», который разрешил поставщикам не предоставлять торговым сетям различные бонусы, последним все же удалось сохранить старые правила, но это никак не сказалось на стоимости товаров в магазинах.

Если в прошлом году средневзвешенная торговая наценка в торговых сетях федерального уровня колебалась в пределе 25%-40%, то в текущем году она достигла диапазона 50%-70%. Эту информацию удалось получить благодаря мониторингу, проведенному аналитиками «Опоры России». В частности, они сообщили, что при оформлении новых договоров ретейлеры заставляли поставщиков предоставлять им скидки, размер которых в некоторых случаях достигал 30%. Свое требование они мотивировали новым законом, регламентирующим отказ от так называемой бэк-маржи. Естественно, у поставщиков не оставалось выбора, и им приходилось соглашаться с условиями торговых сетей.

Также в ходе проведенного исследования выяснился один интересный нюанс. Почти все ретейлеры, заполучив скидку, не закладывали ее в цену реализуемого товара. В итоге, торговая наценка возросла.

Правда, не все торговые сети действовали по идентичной схеме. Например, «Пятерочка», а также «Карусель» и «Перекресток», получив скидку от поставщиков, тут же поменяли ценники на товары. Поменяли в меньшую сторону.

Прежде реальная закупочная цена уступала отпускной, которая была отражена в договоре на поставку. Такая диспропорция была обусловлена дополнительными бонусами от поставщиков. Они щедро вознаграждали ретейлеров за большие объемы продаж, мероприятия по маркетингу и т. д. Но в наши дни ситуация поменялась, так как цена в договоре является «чистой», и дополнительные выплаты не требуются.

Магия цифр

О наценках на продовольственную продукцию заговорила первый вице-президент компании «Мортадель» Эльвира Агурбаш. Она считает, что существующая закупочная политика превратила федеральных ретейлеров в настоящих хищников, которые заживо поедают производителей.

Впрочем, многочисленные ретейлеры уверяют, что размер их наценки не превышает 40%- 45%. Однако, это недостоверные цифры. Как правило, наценка в несколько раз выше и колеблется в диапазоне от 80% до 252%. Примечательно, что самой большой наценкой облагаются сосиски. Следом за ними идет сервелаты (199%). Затем – варенная группа (185%). Что же касается копченой группы, то наценка на нее и вовсе составляет 247%. Более того, такие показатели были зафиксированы в позапрошлом году. Но с тех пор так ничего и не изменилось.

Уровень наценок Эльвира Агурбаш высчитывает методом сравнения розничной стоимости в торговых объектах с закупочной ценой, указанной в накладной. Причем 90% товаров производители предоставляют ретейлером с учетом скидки, которая составляет от 40% до 50%. Пользуясь данным бонусом, торговые сети проводят различные акции, которые позволяют покупателям приобрести те или иные продукты питания дешевле, практически по их себестоимости. Однако размер прибыли ретейлеров не уменьшается и остается стабильно высоким. То есть, получается, что производителю приходится работать за бесплатно.

Тяжелая ситуация

Из-за проводимой ретейлерами политики компании вынуждены сокращать производственные мощности и уменьшать штат сотрудников. За весь 2015 г. в «Мортадель» было уволено 600 человек, из которых 500 числилось обычными рабочими. И это только данные по Московской области. Более того, средняя зарплата на производстве «усохла» почти на 40%. Снизились в четыре раза и налоговые поступления.

Эльвира Агурбаш планирует привлечь к расследованию Федеральную службу антимонопольного регулирования. Она уверена, что ее специалисты заинтересуются накладными и прочей отчетной документацией. Ведь в них отражена диспропорция прибыли, заложенной поставщиком и торговой сетью.

Как в Европе

Еще четыре года назад народные избранники Сергей Миронов и Антон Беляков составили пояснительную записку к закону «О торговле», который был внесен на рассмотрение Госдумы. В ней они указали, что средняя наценка на продовольственную продукцию в России варьируется в пределах 40%-50%, а в государствах ЕС данный показатель едва дотягивает до 25%.

Предложенный депутатами проект подразумевал фиксированную максимальную торговую наценку на социально значимую группу товаров в размере 15%. Но их предложение было отвергнуто.

Особое мнение

А вот Станислав Черкасов, руководитель Национального агентства ценовой политики, полагает, что в реальности наценки ретейлеров выглядят гораздо скромнее. По его наблюдениям, существуют и вовсе такие продукты, на которых торговые сети не зарабатывают ни копейки либо даже уходят в ощутимый минус. Это касается охлажденной рыбы, пакетированного молока, творога на развес, различных овощей, фруктов и ягод. Иначе говоря, скоропортящейся продукции.

Вместе с тем, Станислав Черкасов признает, что производители испытывают серьезные проблемы. В первую очередь, им приходится идти на сокращение издержек. К примеру, один и тот же продукт, который одновременно реализуется в торговой сети и в фирменном магазине, в последнем будет стоить на 40% дороже.

Официальная статистика

Если верить данным Росстата, то на протяжении последних нескольких лет средний размер наценки на продукты питания находился в пределах 27%. При этом Илья Ломакин-Румянцев, председатель президиума АКОРТ, замечает, что существуют и такие группы товаров, которые всегда имеют запредельную наценку. Она может достигать и 100%, и даже превышать 200%. Это, как правило, премиальные товары. К ним относятся не только сервелаты и кондитерские изделия, но также и алкоголь.

Но наряду с товарами премиального сегмента есть и другая продовольственная продукция, которая реализуется с самой маленькой, нулевой либо даже минусовой наценкой. Зачастую это картофель, а также гречка.

Конечно же, государственные органы могут взяться за регулировку наценки, отстранив от этого процесса ретейлеров. Но ничем хорошим подобная политика не закончится. Ярким тому примером является фармацевтический рынок. Из-за вмешательства государства он потерял дешевый ассортимент продукции. К тому же монополия государства на регулировку наценки исключит перекрестное субсидирование, что приведет к повышению цен. Крайними, как всегда, окажутся простые потребители. Они лишаться возможности покупать доступные продукты питания, и им придется отдавать практически весь свой ежемесячный заработок на еду.

Темы публикации:Ритейл
География:Россия
Комментарии