www.agropages.ru
AgroPages.Ru — это удобная информационная площадка для профессионалов агробизнеса.

Сегодня года.
Агропейджер
20.03.2017 11:07

Российские порты не справляются с объемом экспорта

Россия — самая большая страна в мире. Она омывается 12 морями Мирового океана. При этом совокупная площадь всей акватории, которая находится под ее юрисдикцией, достигает 8,6 млн. кв. км. Тем не менее, в РФ наблюдается острый дефицит так называемых портов

Странные дела

Виктор Олерский, замминистра транспорта России, сделал неутешительный прогноз. По его мнению, через три года нехватка мощностей по перевалке грузов на территории всей страны достигнет 64 млн. т. И это вполне осуществимый прогноз, так как уже сейчас многие отечественные порты не справляются с переправкой продукции на экспорт.

В частности, высокопоставленный чиновник заметил, что с острой нехваткой мощностей по перевалке грузов столкнутся порты, расположенные в Азово-Черноморской акватории, а также на Балтике. Причем в данном случае речь идет о терминалах для зерна. Что же касается северо-западных портов, то они не смогут обеспечить переправку угля.

По мнению Виктора Олерского, наиболее странная ситуация складывается не с зерном, а именно с углем. В настоящий момент порты РФ не могут принять дополнительные 15-20 млн. т. этого полезного ископаемого.

Согласно последним статистическим данным, обнародованным Ассоциацией морских торговых портов, общий объем грузов, прошедших через терминалы в прошлом году, увеличился на 6,7%, если сравнивать с 2015 г. Тогда этот показатель был эквивалентен 722 млн. т.

Экспортеры зерна рискуют потерять прибыль

В настоящий момент мощности по транспортировке грузов всех портов РФ достигают 45 млн. т. зерновых. Российскими аграриями был собран рекордный урожай зерна, в связи с чем операторы и грузовладельцы никак не могут договориться относительно транспортировки товара.

Примечательно, что в 2008-2009 годах РФ впервые с момента распада СССР смогла экспортировать рекордный объем зерна — более чем 23 млн. т. В том числе и муку в зерновом эквиваленте. Однако в 2014-2015 годах был поставлен новый рекорд — Россия отправила на экспорт 31,9 млн. т. зерна.

Сейчас за перевалку зерна, которое поставляется на экспорт, отвечает 57 терминалов, расположенных в 17 отечественных портах. Однако по отдельно взятым направлениям экспортеры зерна уже испытывают определенные неудобства. В первую очередь, они касаются нехватки перевалочного потенциала у так называемых стивидоров.

Энгельс Гагарский, начальник Центра транспортной координации АО «Союзморниипроект», сообщил, что существующая инфраструктура, обслуживаемая зерновую логистику, едва справляется с возложенной на нее нагрузкой. Кстати, к ней относятся не только терминалы и элеваторы, но и близлежащая железная дорога. К сожалению, когда-то взятая за основу экстенсивная традиционная логистическая структура экспорта зерна уже исчерпала себя. Обновить ее не получится — она требует полной замены. В противном случае, российская сельхозпродукция станет неконкурентоспособной на глобальном рынке ввиду ее недостаточного предложения.

Также Энгельс Гагарский уверен — небывалые ранее урожаи зерна продемонстрировали, что Россия может стать мировым экспортером сельхозпродукции. Однако в этом ее сдерживает существующая транспортная инфраструктура, неэффективная логистика, неудовлетворительная пропускная способность терминалов и не соответствующий требованиям времени парк вагонов-зерновозов. Эксперт указывает и на неэффективность ж/д станций — более 80% из них могут отправить лишь один или два вагона.

Удручающие факты

Непростая ситуация сложилась в Махачкалинском морском торговом порту (ММТП). Он стал испытывать проблемы после того, как увеличился экспорт зерновых в Иран. При этом с начала текущего года ему удалось нарастить объемы отгрузки зерновых более чем на 50%, если сравнивать с идентичным периодом позапрошлого года.

Стремительный рост перевалки сельхозпродукции в ММТП обнажил проблему нехватки ресурсов для увеличения грузопотока. В прошлом году он отгрузил около 282 тыс. т. зерновых. Руководство порта уверено, что этому поспособствовала мобилизация всех имеющихся ресурсов. Например, работники порта были переведены на трехсменку и вручную производили усовершенствование старого конвейера, предназначенного для загрузки сельхозпродукции на сейнеры.

Алик Абдулгамидов, пресс-секретарь ММТП, сказал, что благодаря своевременным мерам пропускной потенциал порта был увеличен до 55 тыс. т. Конечно же, здесь одним лишь развитием инфраструктуры не обошлось. Сотрудники порта модернизировали и логистическую структуру. Недалеко от Махачкалы была организована стоянка под трейлеры. С ее помощью удалось наладить бесперебойную подачу грузовиков к судам. А последние, в свою очередь, стали меньше времени проводить на рейде.

Энгельс Гагарский подчеркивает, что задачи, возникшие перед руководством Махачкалинского порта, носят системный характер. С ним солидарен и Аркадий Злочевский, президент Российского зернового союза. По его убеждению, спасти ситуацию могут прибалтийские порты в Латвии. Но это лишь временное решение — рано или поздно России придется развить собственную портовую инфраструктуру.

Эксперты утверждают, что для обеспечения беспрерывного функционирования портов терминалы должны обладать дополнительной, запасной мощностью. Более того, не стоит игнорировать и сезонный фактор. Ведь погрузку на сейнеры можно осуществлять только в благоприятную погоду.

Осторожный оптимизм

А вот в ЗАО «Русагротранс» на сложившуюся ситуацию и возможные перспективы смотрят с некоторой долей оптимизма. Игорь Павенский, начальник отдела анализа рынков этой организации, придерживается мнения, что в настоящий момент никакой нехватки мощностей по перевалке сельхозпродукции в РФ не существует.

Свою точку зрения он аргументирует тем, что часть зерна транспортируется посредством сухопутных переходов — таким путем российская сельхозпродукция попадает в Азербайджан, КНР, Монголию и другие соседние страны. То есть, помимо судов, определенная часть зерна перевозится ж/д транспортом. В итоге, как заверяет Игорь Павенский, существующих мощностей вполне достаточно.

Готовность №1

Ожидается, что в ближайшие годы российским портам придется экспортировать уже не 45 млн. т. зерна, а 60 тыс. т. Именно поэтому некоторые порты уже приступили к расширению существующих мощностей. Первыми за эту нелегкую работу взялись порты Азовского моря, Новороссийска, а также Туапсе. А в Тамани приступили к строительству дополнительного зернового терминала. Вот-вот будет сдан в эксплуатацию и зерновой терминал, закрепленный за портом Усть-Луга. Большие надежды возлагают и на порт Зарубино, который должен появится на Дальнем Востоке.

К сожалению, модернизация и расширение портовой инфраструктуры так и не приняла системного характера. Лишь отдельные регионы стремятся соответствовать требованиям времени. Впрочем, процесс, как говорится, пошел. Скорее всего, вскоре к нему подключатся и другие порты.

Темы публикации:Зерно Экспорт
География:Россия
Комментарии