www.agropages.ru
AgroPages.Ru — это удобная информационная площадка для профессионалов агробизнеса.

Сегодня года.
Агропейджер
06.03.2017 12:18

Китай стал лидером по импорту российского продовольствия

Еще совсем недавно отечественные экспортеры продуктов питания были ориентированы на европейские страны. Но продуктовые санкции в отношении ЕС вывели на арену нового игрока – Китай. Оправдал ли китайский рынок надежды российских производителей?

Импортеров не выбирают

Согласно подсчетам Российского экспортного центра, ТОП-5 импортеров отечественной продукции остался неизменным. Тем не менее, произошли некоторые изменения, касающиеся объемов поставок в отдельно взятые страны. Итоги прошлого года показали, что основная доля экспорта продуктов питания, произведенных на территории РФ, пришлась на КНР.

Примечательно, что раньше пальма первенства принадлежала Турции. В 2016 г. она импортировала 9,2% от совокупного объема российского экспорта. Что же касается Китая, то в прошлом году по данному показателю он достиг 10,1%. Третье место досталось Египту (7,9%). Четвертая и пятая позиции закрепились за Республикой Корея (7,8%) и Казахстаном (7,1%), соответственно.

Из года в год КНР планомерно увеличивает поставки сельхозпродукции из РФ. А ведь еще в 2013 г. эта страна занимала лишь 4 место в списке крупнейших импортеров российской продукции. При этом в 2014 г. она опустилась уже на 5 строчку. Правда, в 2015 г. у нее уже было 2 место. И вот в прошлом году Китай вырвался в лидеры, закупив сельхозпродукции, а также продуктов питания из России на рекордные 1,55 млрд. долл. Таким образом, КНР обогнала Турцию с ее прошлогодним показателем в 1,37 млрд. долл.

По мнению экспертов, на «рокировку» лидеров рейтинга повлияло значительное удешевление российской пшеницы, которая поставляется на турецкий и египетский рынки.

Представители РБК проанализировали данные ФТС и пришли к выводу, что в прошлом году КНР проявила наибольший интерес к российским морепродуктам. В частности, речь идет о рыбе, ракообразных, моллюсках и о других беспозвоночных. Китай потратил на них более 1 млрд. долл. Это 2/3 от совокупного объема поставок. Также пользовались повышенным спросом бобовые культуры, подсолнечное масло. Доля импорта первых составила 121 млн. долл., а последних – 107 млн. долл.

Судьбоносный визит

Переориентации российских производителей на Восток во многом поспособствовал визит Владимира Путина в Пекин, который состоялся в 2014 г. Тогда российский лидер провел ряд важных встреч и дал новый импульс к расширению торговых связей с КНР. Дополнительным стимулом для налаживания более тесных отношений между российским и китайским бизнес-сообществами стала девальвация российского рубля. Она сделала отечественную продукцию более доступной и конкурентоспособной.

С тех пор российские экспортеры значительно нарастили экспорт в Поднебесную подсолнечного масла, бутилированной воды, гречки, соевых бобов, кукурузы, зерна, сахара, риса, шоколадных изделий, пива, меда, овощей, а также фруктов.

Впрочем, полноценному освоению российскими компаниями рынка Китая препятствуют многие обстоятельства. Одно из них – ощутимая разница бизнес-культур обеих стран. Однако этот нюанс не останавливает отечественных производителей, они планомерно наращивают поставки в КНР. В частности, увеличился экспорт молочной продукции. Большим потенциалом обладают птица, свинина, говядина, произведенные в РФ.

Конечно же, китайскому рынку свойственна высокая конкуренция. Но российские производители регулярно осваивают новые формы работы и предлагают своим восточным партнерам выгодные условия торговли.

Долгосрочное сотрудничество

Скорее всего, КНР будет оставаться основным импортером отечественной сельхозпродукции и в последующие годы. В конце 2016 г. АПК «Стойленская Нива», а также Микояновским мясокомбинатом и концерном «Aqua Life» были заключены многомиллионные договора с Китаем. Они оцениваются в 110 млн. долл.

Помимо мороженной рыбы, подсолнечного масла, Китай активно закупает у РФ шоколадные изделия. Всего за первых 3 квартала прошлого года китайские компании закупили более 12 тыс. т. шоколада. Данный показатель в 4 раза превысил прошлогодний результат. Елизавета Никитина, директор Центра исследований кондитерского рынка, говорит, что по этому сегменту импорта КНР уступила лишь Казахстану.

Если проанализировать данные ФТС, то можно заметить, что произошли ощутимые изменения и по другим группам товаров. Так, в разы увеличились поставки в Поднебесную нектаров и соков. Что же касается виноградных вин, то их экспорт прирос в 3,8 раза. Например, летом прошлого года «Массандрой» из Крыма было экспортировано в КНР более 17 тыс. бутылок. При этом 2 года назад закрепиться на рынке КНР удалось винодельческому концерну «Абрау-Дюрсо».

На сегодняшний день говорить о масштабной торговле винами с Китаем не приходится, так как объемы поставок пока малы. Но «Абрау-Дюрсо» планирует в ближайшем будущем нарастить экспорт своей продукции в КНР.

УвеличилКитай и импорт российского мороженного — его поставки возросли в 5 раз. Также китайцы стали активнее покупать у российских производителей муку, питание для детей.
Как считает Наталья Колупаева, старший аналитик по потребительскому сектору «Райффайзенбанка», прорыв на китайском направлении обусловлен так называемым эффектом низкой базы.

Недоверчивые потребители

Как правило, основными покупателями импортной продукции в КНР являются представители стремительно формирующегося среднего класса. Они с определенной долей подозрения относятся к местным производителям — по их мнению, изготовленная ими продукция недостаточно качественная.

Что ж, опасения китайского среднего класса не беспочвенны. Для того, чтобы предоставить миллиардному населению необходимые продукты питания, власти КНР на протяжении многих лет доводили до сельхозпроизводителей и фермеров плановые показатели по урожайности. Так как они были трудновыполнимыми, китайский АПК активно использовал неэкологичные удобрения и химикаты.

Учитывая сложившиеся обстоятельства, у российских сельхозпроизводителей и предприятий, которые занимаются изготовлением различных продуктов питания, появился отличный шанс закрепиться на китайском рынке. Причем не только закрепиться, но и занять на нем одну из лидирующих позиций.

Темы публикации:Экспорт
География:Китай Россия
Комментарии