www.agropages.ru
AgroPages.Ru — это удобная информационная площадка для профессионалов агробизнеса.

Сегодня года.
Агропейджер
30.01.2017 06:00

Необходимо ли введение уголовной ответственности за фальсификат?

При посещении продуктового магазина многие традиционно приобретают продукцию одних и тех же брендов, поскольку доверяют только проверенным производителям. Правда, иногда под знакомыми упаковками могут скрываться фальсифицированные продукты питания...

Вызов брошен

Если верить информации, которую недавно распространили представители Роспотребнадзора, то в скором времени производителям фальсифицированных продуктов питания придется ответить по всей строгости закона. Согласно новому законопроекту, который разрабатывали в ведомстве, их ожидает уголовная ответственность по одной из статей УК РФ.

В Роспотребнадзоре предлагают наказывать нарушителей двумя способами. В некоторых случаях они отделаются денежными штрафами, в других же их отправят на исправительные работы. Так, если производители фальсификата изготовят контрафактную продукцию стоимостью от 500 тыс. до 1 млн. руб., им грозят штрафные санкции в размере 300-800 тыс. руб. или работы исправительного характера сроком не менее, чем 1 год. Когда же в деле фигурирует группа лиц, действующая по сговору, то размер штрафа будет варьироваться в пределах от 500 тыс. вплоть до 1 млн. руб. Что же касается предельного срока исправительных работ, то он составит 2 года.

Более суровые меры предусмотрены в тех случаях, если фальсифицированными продуктами питания будут снабжаться школы, ВУЗы, техникумы и медучреждения. Нарушителям грозят штрафные санкции вплоть до 3 млн. руб.. В качестве альтернативы могут быть назначены и исправительные работы сроком до 2 лет.

Как показывает статистика, фальсификации подвергается, как правило, молочная группа продовольственных товаров. Их доля в общем потоке уведомлений, которые поступают в Роспотребнадзор, достигает 80%. В ведомстве подчеркивают, что зачастую вместо молочного жира нечистые на руку производители используют дешевые растительные либо тропические масла.

Только в течение первых 8 месяцев прошлого года Роспотребнадзор выявил более 1,7 тыс. случаев подделки молочной продукции. При этом 25% из них имели место в столовых и кафе, которые принадлежат дошкольным и другим образовательным организациям, медицинским и оздоровительным учреждениям.

Владлен Максимов, вице-президент «Опоры России», поддерживает новый законопроект. Вместе с тем он сомневается, что за фальсификат должны нести ответственность и продавцы. По его мнению, представители торговли не смогут корректно определить качество того или иного товара. Взять, например, ту же красную икру. Ее подделывают все, кому не лень. Но чтобы выявить фальсификат, потребуется провести очень дорогую экспертизу, которая к тому же займет еще и много времени.

Роспотребнадзор не отрицает, что законопроект пока является «сырым» и нуждается в доработках. Вот только помогут ли они, так как, скорее всего, на местах новые нормы будут трактовать по-своему? А это означает, что крайними могут оказаться и представители торговли, которые не имеют к фальсификату никакого отношения.

Подделывают все

Накануне нового года Роскачество обнародовало результаты проверки игристых вин, которые находились на реализации в магазинах. Выяснилось, что около 30% этой продукции не соответствует отечественным либо общепринятым мировым нормам. Из 56 взятых образцов 17 оказались некачественными. Их производители проигнорировали некоторые нормы ГОСТа, нарушили концентрацию содержания этилового спирта и переборщили с добавлением углекислого газа.

Впрочем, далеко ходить за примерами не надо. Роскачество регулярно выявляет нарушения по различным группам товаров. Как выяснилось, на полках российских магазинов можно встретить фальсифицированный кетчуп, мед, сливочное масло и множество других продуктов питания.

Регулярно проводит экспертизы и Росконтроль. Так, члены этой организации проверили самые популярные торговые марки детской воды. В них было выявлено повышенное содержание не только ртути, но и хлороформа, различных микробов. Больше всего ртути было выявлено в продукции таких брендов, как «Винни», «ФрутоНяня», а также «Nutrilak aqua». А вот торговая марка «Сказочный лес» превысила допустимое содержание микробов в целых 100 раз.

Также заставляет ужаснуться и другое масштабное исследование, которое провел Росконтроль. Им были проверены колбасные изделия самых популярных в народе торговых марок, среди которых оказались «Московская», «Краковская», «Одесская» и много других. Так вот, выяснилось, что их производители в целях экономии, разбавляют колбасы крахмалом, соей, целлюлозой, а в некоторых случаях и вовсе обычной водой.

Стабильно плохо

Невзирая на предпринимаемые меры, поддельной продукции на полках российских магазинов не становится меньше. В частности, потребители регулярно сталкиваются с новыми фальсифицированными сырами и другими молочными продуктами. В случае выявления поддельных продуктов питания специалисты рекомендуют покупателям тут же обращаться в союзы по защите прав потребителей. Но перед этим они должны обязательно потребовать у представителей торгового объекта книгу замечаний и предложений, чтобы сделать в ней соответствующую запись. Также не помешает сделать и фотографию фальсифицированного продукта. В дальнейшем вся эта информация станет основой для обвинительной базы в отношении недобросовестного производителя.

Список честных

К сожалению, иногда под шквал критики попадают и добросовестные производители, бренд которых «подпортили» фальсификаторы. Чтобы вновь обелить их репутацию и не вводить потребителей в заблуждение, Россельхознадзор придумал так называемый «Список честных». Правда, в него представители ведомства включают пока только молокопереработчиков.

Этот список постоянно обновляется. Но в настоящий момент в него уже попали такие известные компании, как «Аллат» из Башкортостана, челябинский «Магнитогорский молочный комбинат», «Белый медведь» из Ростовской области, мордовский «Саранский консервный завод» и много других предприятий.

Безусловно, это полезная инициатива. И все же у нее есть один существенный недостаток. Она ограничена лишь молокопереработчиками. Не исключено, что в скором времени в Россельхознадзоре сделают и другие списки честных. В идеале, они должны охватывать все группы продовольственных товаров, чтобы потребитель в любой момент смог зайти на сайт ведомства, посмотреть добросовестных производителей и уже при посещении магазина «проголосовать» в их пользу рублем.

Народный контроль

На ряду с различными ведомствами и Союзами потребителей осуществляют мониторинг качества продуктов питания, которые продаются в отечественных магазинах, и обычные граждане. Если раньше им было сложно поделиться своими наблюдениями с общественностью, то теперь они активно пользуются интернетом. Зачастую у них есть собственные блоги, аккаунты в социальных сетях, которые имеют довольно большую аудиторию подписчиков.

Примечательно, что сейчас именно интернет, а не СМИ, формируют общественное мнение. Так что фальсификаторы продуктов питания должны бояться не только проверок отдельных ведомств, но и не неравнодушных граждан, которые проявляют активность во всемирной паутине.

Хочется верить, что в случае принятия закона, фальсифицированной продукции на полках российских магазинов станет в разы меньше. В конце концов, штрафы за ее производство планируют ввести немаленькие. Главное, чтобы несли ответственность непосредственные виновники, производители, а не торговые объекты, которые не имеют никакого отношения к изготовлению поддельной продукции.

Темы публикации:Общество
География:Россия
Комментарии